Амбушюр. Его значение и формирование при игре на медных духовых инструментах. |
Россихин Андрей Александрович, педагог Образцового коллектива Детский духовой оркестр имени Васильева. В музыкально-педагогической практике при игре на медных духовых инструментах существует такое понятие, как постановка исполнительского аппарата. К ней относится формирование амбушюра, постановка дыхания, развитие губного аппарата, техника языка и развитие техники пальцев. Формирование амбушюра является одним из ведущих компонентов музыкальной подготовки. Слово «амбушюр» (франц. ambouchure, от bouche – рот) обозначает два понятия: 1) способ складывания губ, языка при игре на духовых инструментах; 2) то же, что «мундштук». Второе толкование связано с тем, что во французском языке глагол «emboucher» означает подносить, приставлять ко рту (духовой инструмент), а существительное «embouchure» имеет два смысла – устье (реки) и мундштук (духового инструмента). В музыкально-исполнительской практике всегда применяется первое значение. Исполнительский процесс при игре на духовых инструментах обусловлен координированным взаимодействием губного аппарата, дыхания, языка, рук. Весь этот комплекс управляется нашим сознанием и слухом. Важнейшее значение при этом принадлежит губному аппарату, а точнее, амбушюру, который (совместно с процессом дыхания играющего) является основой для возникновения звука. В формировании амбушюра наряду с мышцами губ не меньшее участие принимают мышцы лица, рта, языка (их более 22). Функционирование всего комплекса мускулов, формирующих амбушюр, степень ослабления или усиления их напряжения, зависит от нашего сознания и воли. Каждый музыкальный звук требует определенной ширины губной щеки и определенного напряжения губных мышц, различного по насыщенности и интенсивности дыхания, соответствующего положения языка и определенного направления движения воздушной струи. При извлечении звуков нижнего регистра, мышцы губ должны находиться в собранном свободном состоянии (но при этом не допускается их полная "распущенность"). В этом случае они образуют более широкое губное отверстие, через которое воздух проходит достаточно полной и широкой струей, вызывая колебания большей части губ, заключенных в чашечку мундштука, с более пониженной частотой колебаний. Однако по мере продвижения звучания в верхний регистр, губы исполнителя начинают как бы собираться и натягиваться вокруг зубов, тем самым уменьшается вибрируемая часть губы, вследствие чего увеличивается и частота их колебаний. Зубная щель при этом становится более узкой, а выдыхаемая струя воздуха плотной и сжатой. При извлечении высоких звуков напряжение губ становится наиболее сильным, ибо проходящий с большой силой и интенсивностью через губное отверстие воздух стремится расширить его. Для того чтобы удержать губы в нужном положении, мускулатура губных мышц должна быть готова к большому напряжению. Сила и «выдержка» мышц амбушюра влияет на тембровое и интонационное качество звука, способствует правильному и уверенному звукоизвлечению, большей непринужденности и свободе при игре в верхнем регистре. При этом губы меньше утомляются от давления мундштука и воздушного давления, возникающего внутри рта играющего. Развивать выносливость амбушюрной мускулатуры следует постепенно – систематичной тренировкой и одновременно с освоением и развитием исполнительского дыхания. Амбушюр, равно как и дыхание – основа возникновения звука, а посему правильно сформированный амбушюр обеспечивает достижение высоких исполнительских результатов. Ошибки, допущенные в процессе формирования амбушюра (особенно в начальный период обучения игре на инструменте) в дальнейшем серьёзным образом будут влиять на все стороны исполнительской техники. Как показывает педагогическая практика, очень сложно и трудно исправить недостатки у обучающегося, если они закрепились и стали «дурной» привычкой. Поэтому в начальный период обучения при формировании амбушюра требуется особое внимание и осторожность со стороны педагога. К понятийному аппарату профессионала. 1. Разные способы постановки амбушюра: античная постановка, амбушюр улыбки, собранный амбушюр, бесприжимная постановка. 2. Выбор и постановка мундштука для обучающегося. Каждому исполнителю следует подбирать мундштук, соответствующий его строению губ, челюстей и его постановке. Ю. Усов (1974) рекомендует начинать с мундштука с большим диаметром чашки, а в дальнейшем, если будет нужно, перейти на мундштук меньшего размера. Это связано с тем, что в маленьком мундштуке недостаточно места для губной вибрации в результате не получается насыщенного тембра; большой же мундштук может подготовить исполнителя к формированию крепкого и сильного амбушюра. Если сразу начать с мелкого мундштука, то это не даст возможности развить все мышцы, участвующие при игре, и на большой мундштук обучающийся перейти не сможет. Частая смена мундштука противопоказана исполнителю, поскольку переход на новый мундштук длится до четырех месяцев. Это довольно трудоемкий процесс, и частая смена мундштука может привести к потере чувствительности губного аппарата. Одной из важнейших частей мундштука являются его поля. Узкие и острые поля обеспечивают легкую и выразительную атаку звука, широкие позволяют добиться ровного, мягкого звучания. Главная задача педагога и исполнителя – найти мундштук, наиболее комфортно «сидящий» на губах. За исполнителем остается право самому решать, какая губа будет ведущей, а какая ведомой, или обе будут равнозначны. 3. При звукоизвлечении важны степень упругости губных и лицевых мышц исполнителя, их натренированность, выносливость, сила, гибкость и подвижность при игре [Усов, 1984]. Высокие результаты: доведения звукоизвлечения до автоматизма; тренировка мышечной памяти. 4. Ряд мышц, работа которых имеет узконаправленное действие [Сумеркин, 1991]. К ним относятся: - собачий мускул, оттягивающий угол рта вверх; - скуловой мускул, оттягивающий угол рта вверх и вбок; - мышца смеха, вытягивающая угол рта наружу; - щечная мышца, или мускул трубачей – тянет угол рта назад и прижимает щеки к зубам, чтобы они не надувались при игре; - треугольная мышца – тянет вниз угол рта; - подбородочная мышца, прижимающая нижнюю губу к верхней. В. В. Сумеркин (1991) отмечает, что в основном процессе исполнения участвует круговая мышца, проходящая вокруг мундштука. Для изменения звуковысотности она должна сокращаться. Сократить ее можно тремя способами: 1. растягивая губы в улыбке; 2. усиливая давление на нее; 3. собирая губы вокруг центра рта. Практика показала неэффективность первых двух вариантов, третий же обрел свое право на существование и был назван сморщенный или собранный амбушюр. Профессионализм педагога и труд обучающегося – залог приобретения высокого уровня в овладении музыкальным инструментом. |