Особенности начального этапа обучения игре на медных духовых инструментах. |
Поддубный Александр Викторович, педагог Образцового коллектива МБУ ДО Дворец творчества Детский духовой оркестр имени Васильева
I. Введение. II. Первые занятия с начинающими: a) наглядно-демонстрационные, b) теоретические, c) практические: посадка, постановка инструмента. III. Начальные исполнительские навыки. IV. Выбор репертуара для начинающего. V. Заключение. I. Введение. Музыкально-педагогическая практика неоднократно доказывает, что именно на первых занятиях у обучающегося можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда. В формировании исполнительских навыков обучающихся на начальном периоде обучения закладываются основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приемы и т. д. От вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие обучающегося. Рассмотрим подробнее - с чего же следует начинать первые занятия на медных духовых инструментах. II. Первые занятия с начинающими. Наглядно-демонстрационные. Первое занятие целесообразно начинать со знакомства обучающегося с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию обучающегося. Играя обучающемуся на инструменте, педагог решает сразу несколько первоначальных педагогических задач: - во-первых, приобщает обучающегося к музыке, (учит слушать и любить музыку), - во-вторых, используя принцип наглядности, пробуждает у него интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте, - в-третьих, постепенно вводит обучающегося в учебный процесс. Теоретические. После прослушивания обучающимся музыкального произведения можно попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. В дальнейшем обучающийся начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с обучающимся тот или иной музыкальный материал, педагог тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности. Учитывая психологию обучающегося, желание сразу же сесть за инструмент и начать играть на нем, педагог должен предоставить ему такую возможность на первом занятии, образно выражаясь, дать попробовать свои силы. Первые 2-3 занятия не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению мундштука, правильности дыхания. Практические: посадка, постановка инструмента. Первое, на что должен обратить внимание педагог, вводя обучающегося в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса и положение инструмента. Вообще, основным критерием при осуществлении посадки является физическое удобство обучающегося, безвредность для его здоровья, осанки, свободы дыхания. Удобство не должно идти вразрез с основными правилами. Оно должно сочетаться с ними. 1. Обучающийся должен садиться приблизительно на 1/3 стула. Если он садится глубже, то теряет упор ногами в пол. 2. Бедро должно образовывать с голенью угол, равный примерно 90 градусов и при этом должно быть параллельно относительно полу. 3. Пальцы при игре находятся в естественном положении, округлены и касаются клапанов частью между подушечками и ногтями. III. Начальные исполнительские навыки. Приступая с обучающимися к освоению игровых навыков, педагог должен начать с объяснения каким образом на медном духовом инструменте извлекается звук. Важно, чтобы обучающийся понял: сила и красота издаваемого звука зависит от правильности постановки мундштука, устойчивости дыхания, интенсивности выдоха. Понимая важность участия работы диафрагмы в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с обучающимся игровые навыки, извлекая длинные звуки на полном дыхании и обращая его внимание на ровный продолжительный выдох. Результатом такой работы станет ровность, сила звука, его продолжительность (длинные ноты). Не стоит поначалу слишком нагружать обучающегося большим количеством повторений упражнения, т.к. с непривычки это может вызвать головокружение. Закладывая на первых занятиях основы владения исполнительским дыханием, педагог должен предостеречь обучающегося от возможных ошибок, а именно поднятия плеч и верхней части корпуса. Чтобы предотвратить эти ошибки, педагог должен наглядно показать обучающемуся правильный грудобрюшной вдох. При постановке пальцев следует следить за тем, чтоб обучающийся до конца прожимал клапана, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клапана. Важно чтобы обучающийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Знакомство со штрихами. Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к staccato (отрывисто) и detache (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала? Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, обучающемуся легче дается исполнение staccato при активной атаке звука. При штрихе legato сочетание опертого дыхания, плавности перехода с ноты на ноту и вместе с ним синхронного опускания пальцев на клапана. Поэтому штриха legato начинающему достигнуть сложнее. IV. Выбор репертуара для начинающего. Занимаясь подбором музыкальных произведений, педагогу необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием и / или вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить из возможностей обучающегося. Если при накопленном потенциале обучающийся в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию. Составлять репертуар педагог должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для обучающегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу обучающийся достигает хороших результатов, увеличивая свой исполнительский потенциал. V. Заключение. Начальный этап обучения игре на медном духовом инструменте - это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и обучающимся. Помимо непосредственных знаний в области преподавания конкретного музыкального исполнительства, каждый педагог должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у обучающегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Познать внутренний мир ребенка, уметь направлять в нужное русло положительные, сильные черты характера, а также стараться преодолеть отрицательные - вот главная задача педагога. Каждый ребенок является индивидуальностью, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти дифференцированный подход к каждому из обучающихся. Составляющие компоненты занятия должны быть разнообразными. Педагог должен уметь логично выстроить занятие, переключая внимание обучающегося с одного компонента на другой, увеличивая тем самым содержательность занятия, и сохраняя при этом восприятие обучающегося, что также само по себе является важным. Еще важнее найти взаимопонимание педагога и обучающегося. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. В этом суть педагогики сотрудничества, которая объединяет ресурсы педагога и его ученика. |