Особенности поведения детей трехлетнего возраста |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Чупина Надежда Ивановна, педагог дополнительного образования.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В сентябре 2006 года во Дворце творчества открылась адаптационная группа общего развития «Неваляшка» для детей от 3 до 4 лет. Целью этого объединения является развитие коммуникативных навыков, обучение общению, а также общее развитие малыша. Поощрение в имени. В возрасте от 3 лет ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону, постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Это обеспечивает его личностную устойчивость, дает возможность поддерживать ребенка в его притязаниях на желаемое отношение к себе. В начале обучения, на первых занятиях, идет знакомство с малышами. Спрашиваю: «Как тебя зовут?» Ответ: «Таечка!» -«Ты Тая?», - «Нет, я - Таечка! – отвечает малышка. При нормальных отношениях в семье ребенок любит свое имя, так как постоянно слышит нежное к себе обращение. Поощрение в имени приучает ребенка ценностно относиться к своей персоне вместе со своим именем. -«Ариша, молодец, хорошо убрала все игрушки». Ариша улыбается, довольная, что её похвалили. Эмоциональное благополучие. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Внешний мир – мир социальных отношений – требует от ребенка нравственного развития, которое определяется знанием норм поведения. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. Взаимодействие ребенка со сверстниками – это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, при которых он сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта. Предлагаю всем детям сесть на стульчики. Не все дети делают это сразу, повторяю несколько раз: «Все детки сели на стульчики!». Ванечка: «А я уже сижу!». «Молодец, Ванечка!» - хвалю его. Ребенку трехлетнего возраста приятна похвала взрослых, и чувство относится еще не к самому поступку, а к тому, как оценил его поступок взрослый. Постепенно ребенок научится поступать правильно, даже если о его поступке никто не знает. Особенности поведения детей трехлетнего возраста состоят в том, что у них возможны внутренние конфликты, возникающие из-за столкновения противоположных побуждений, где сталкиваются с одной стороны нравственные нормы, правила поведения, с которыми ребенок уже знаком, а с другой – ситуативные желания. Саша играет с куклой. Насте очень хочется отобрать ее и поиграть самой, но этого делать нельзя. Видно, как девочка подавляет импульсивное желание взять эту куклу. При этом вздыхает, отворачивается, пытается заняться чем-то другим. Подавление ситуативных желаний укрепляет волю ребенка. Но волевые действия, связанные с борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются правильным решением. В три – четыре года ребенок не может еще сдерживать свои чувства: плач, смех, крик. Только постепенно он овладевает умением до известной степени сдерживать бурные чувства. Денис играет так увлеченно, что начинает визжать и громко смеяться. Прошу его играть спокойней, но через некоторое время снова визг. Я смотрю на него и молчу. Он понял мой взгляд, все понимает, но ему очень трудно сдержать свои эмоции. Ребенок постепенно усваивает «язык» чувств – взгляд, жест, интонацию голоса. Жизнь и игра. В игровой деятельности основным содержанием детской игры являются нормы поведения взрослых. В игре ребенок как бы переходит в мир человеческих взаимоотношений. Нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Маленький ребенок имеет ограниченное число сюжетов и при этом важным является само действие, воспроизводящее реальные действия взрослого. Игровая роль чаще всего не планируется ребенком младшего возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки. Основные конфликты между детьми возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться действие. Детям нравится заводная курочка. Лиза и Настя чуть не поссорились из-за игрушки. Удовольствие оказалось в самом процессе завода курочки, то есть действия с ключиком. Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально, каждый сам по себе. Обычно в этот период ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установить определенные отношения. Сашенька очень интересно играет с куклой. Стелет постельку, укрывает, качает ее в кроватке. Даша с интересом наблюдает за ней. Затем приносит блюдечко с ложкой, говорит, что кукла еще не ела. Саша на время впускает Дашу в свои игровые действия. Интерес к игре сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Опыт каждого ребенка ограничен, в игре возникает обмен опытом. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игры и, соответственно, развитию воображения. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого своей игрой, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры – каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния». С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Делаем вместе. Продуктивные виды деятельности ребенка – лепка, рисование, конструирование, аппликация – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Дима и Саша шумно играют с машинками. Предлагаю машинки поставить в гараж, но сначала его надо построить из строительного материала. Незаметно игра с машинками переходит в игру со стройматериалом. Появляется уже не гараж, а целый дворец. После чтения сказки «Зайкина избушка» предлагаю для зайчика построить домик (аппликация). После сказки «Колобок» лепим колобок из пластилина. Будьте внимательны! В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения. Подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении. Все в наших эмоциях, руках, желаниях!!! |