Памятка педагогу по преодолению конкурсных трудностей |
Одной из форм контроля деятельности педагога и уровня подготовки и развития обучающихся являются вокальные конкурсы разных уровней: муниципальные, зональные, региональные, областные, федеральные. Как правильно подготовиться к вокальным конкурсам, как выступить и не сделать ошибок, пойдет речь в этой методической рекомендации. Памятка педагогу по преодолению конкурсных трудностей Главные моменты. Основным документом для отправной точки является «Положение о проведении вокального конкурса». Необходимо этот документ тщательно изучить по всем пунктам, и не забудьте его захватить с собой на конкурс, т.к. могут возникнуть недоразумения, вопросы к организаторам. Обратите внимание на требования к исполняемым произведениям. Следующим этапом является подготовка собственно вокального номера, или двух, в зависимости от требований к конкурсу. Сегодня конкурсное жюри смотрит не только на вокальные данные, но и на целостность всего вокального конкурсного номера. Если мы вернемся к нашему документу «Положение о Конкурсе», обратите внимание на пункт критерии оценки, которые, в основном, во всех фестивалях и конкурсах одни и те же: это и сценический костюм, и художественная выразительность самого номера, и сценическое движение, и оригинальность замысла, и творческий подход. Таким образом, нам педагогам по вокалу, приходится интегрировать в художественно-эстетической направленности и быть режиссером-постановщиком этого, так называемого «шоу-номера». Следует интегрироваться с педагогом по хореографии, если готовим солиста; я стараюсь включать в свои номера элементы бутафории, простейшие декорации, которые подчеркивают смысл исполняемого произведения. Большую роль в успехе любого конкурсного выступления играет правильный подбор репертуара. Эта правильность должна быть не только практически целесообразной, т.е. соответствовать возрасту, вокальной подготовке, но и разучиваемая песня должна нравиться обучающемуся, вызывать у него живой интерес и непосредственный отклик. На конкурс необходимо предоставлять качественные фонограммы. Если вы меняете тональность в произведении, старайтесь понижать, или повышать на 1 тон, не больше, или обратитесь к специалисту. Порой конкурсное жюри даже ставит баллы за качество предоставленной фонограммы. Не берите песню, превышающую диапазон обучающегося, следует петь там, где конкурсанту будет комфортно; волнение, стресс, новая сцена могут повлиять на ребенка и сыграть не в вашу пользу. Когда вокальный номер уже готов, важно провести генеральную репетицию в костюме, с декорациями, с хореографией – и дать непосредственную задачу конкурсанту: «Выступаем, как на концерте»! Что касается самого концертного выступления - значимость ситуации, в которую попадает обучащийся, чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники. Поэтому педагогу не стоит акцентировать внимание на ответственности, а создавать установку на обычное исполнение. Чтобы результат нашей работы – в данном случае, выступление на конкурсе, выглядело технически на высоком уровне, эмоционально ярко, нужна вера обучающегося в свои силы и возможности. Здесь необходим определенный «самонастрой». Помочь его найти должен педагог. В своей практике я использую беседы на тему: «Кто такой артист?», «Какова его цель?», «Какую функцию выполняет артист?», «Для чего мы поём?», «Что хотел передать композитор в данном произведении?» Благодаря таким вопросам воспитанник начинает осмысливать содержание и музыкальный материал, что помогает ему включить силу воли, собраться и побороться с волнением перед выступлением. |