Payday loans
Купить диплом без предоплаты онлайн
Главная
Компьютерная зависимость и ее влияние на подростков Печать
Технический прогресс 21 века – это не просто скачок, это революция. Если еще 30 лет назад никто подумать не мог о том, что можно будет вот так просто находить информацию, развлекаться, учиться или даже работать с помощью какого-то компьютера. Что можно разговаривать с помощью телефона с любой точки мира, да к тому же не только разговаривать, но и играть, читать. Современные гаджеты творят чудеса. Они не только развлекают и учат, но также помогают, спасают и радуют человека.

Компьютерные игры – это такие программы, которые созданы, чтобы развлекать человека, занимать его СВОБОДНОЕ время, средство от скуки.  Играя в компьютерные игры, люди расслабляются и с головой уходят в виртуальный мир. Однако далеко не все люди задумываются о том, как влияют компьютерные игры на психику человека.

Гуляя по улицам, уже не увидишь, как раньше¸ детей, играющих в классики, догонялки, прыгалки. Это было реальное общение детей в реальном мире. Там ссорились, мирились, обретали друзей, учились сотрудничать с «врагами». Во дворах была реальная жизнь и реальное общение, социализация.

Конечно, дети порой  приходили домой в грязи или с синяками. Родители, чтобы не волноваться, чтобы отвлечь ребенка от «плохого влияния плохих детей», просто вручают ребенку мышку. Так спокойнее. Ребенок «на глазах», он не упадет с дерева, в него не попадут шайбой или мячом. Родители предпочитают продлить свой контроль и опеку за ребенком вплоть до брака. Родителям выгодны (это скрытая выгода) инфантильные дети. Ими легче манипулировать. Мы тебе гаджеты – ты нам послушание.

Конечно, компьютер - это интересно и весело. Каждая компьютерная игра может многому научить: стратегии, логике, учит размышлять и делать выводы, узнать много нового. Компьютерные игры способствуют развитию творческого мышления, логическим операциям, дают представление о способах манипуляций.  Но надо знать меру.  Иначе влияние его на психику человека будет слишком сильным. От компьютера просто невозможно оторваться. Но все дело в дозах. Любое лекарство может стать ядом. И, как всякое удовольствие, и это переходит в зависимость.

Каковы глубинные причины всех зависимостей?
 
Это болезнь тела не от вируса, не от инфекции или сквозняка. Это от страдания души. Зависимости возникают отчасти из-за влияния неблагополучной среды, отчасти из-за тяжелой внутриличностной конфронтации, которую хочется любой ценой преодолеть.

В психологической науке существует т.н. пирамида потребностей человека Основная ее часть – это удовлетворение физических потребностей тела, инстинктов плоти. А самая верхушка пирамиды -  духовно-нравственная составляющая души. Это потребность в безусловной любви, принятии, одобрении, поддержке. Это ощущение радости бытия, счастья, покоя, гармонии с миром. Маленькие дети пребывают в этом состоянии. Ребенка любят просто за то, что он есть. Без всяких условий.

И вдруг случается что-то, и ребенок перестает чувствовать себя счастливым. Включается какая-то программа. Боль. Страх. Обида. Стресс. Какая проблема случилась у маленького человека в жизни? Какая утрата, потеря? Какое событие явилось переломным в его мировоззрении? Когда и почему он решил, что его не любят, он плохой, не соответствует, он обуза, он виноват? И заболела душа.

Компьютерные игры выступают как средство преодоления конфликтов, вызванных глубинными причинами, которые лежат в области семейных отношений или отношений со сверстниками, как компенсацию неудач в процессе межличностного  общения.

Начало проблемы в семье. Какие ценности? Какие взаимоотношения? Громкие ссоры, алкоголизация (зависимость), разводы, бесконечная погоня за хлебом насущным. По тому,  к чему семья тянется, что является центром притяжения ее мыслей и поступков, можно определить духовную составляющую, уровень духовной жизни семьи.

Как разобраться в человеческой личности? Что является благом? Деньги, материальное благополучие, слава, почет, награды, тщеславие? Может быть, любовь, жертвенность, дружба, взаимопомощь, ответственность?

Цивилизация накормила, одела все население планеты, изобрела автомобили, телефоны, компьютеры, все новые гаджеты с новыми возможностями. Корпорации делают все для удовлетворения потребностей человека, для получения новых прибылей. А у него «дефицит эмоций» дефицит общения. Чувство тотального одиночества, комплекс неполноценности прямо пропорциональны росту услуг.

Обратите внимание, как все подростки и не подростки носят в руках телефоны. Не в сумке, не в кармане. А в руках, почти у лица. Они ЖДУТ звонка, связи. Они боятся пропустить его. Они хотят не потерять эту связь, роясь в сумке, в кармане. Вдруг  не услышу, не успею, вдруг сорвется. Так хочется быть кому-то нужным, важным, значимым. Хочется быть хорошим прямо здесь и сейчас.

Как важно ежедневно выйти в сеть. Кто-то посетил мою страничку? Кто-то «лайкнул», одобрил, оценил, принял? Значит, я есть, я нужен, значим. Это повышает статус, самооценку.

Каковы мотивы увлечения гаджетами

1.    познавательные мотивы, связанные с поиском разнообразной информации;
2.    мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в игре. Компьютеры и игровые автоматы занимают все свободное  и даже учебное время;
3.    мотивы, связанные с общением.

Как мы отметили, корни зависимостей в семье. Внешне семья может быть вполне благополучной. У ребенка «все» есть. Родители бьются за то, чтобы ребенок не испытывал никакой нужды в удовлетворении всех своих потребностей. Родители много и напряженно работают. Ребенок их почти не видит. Им некогда пообщаться вместе. С ребенком не играют ВМЕСТЕ в «больницу», «магазин», «школу»,  не строят ЛЕГО-города.

Уже с трех лет ребенка готовят к карьере, быть успешным. Одновременно ждать результатов, формировать портфолио, сравнивать, соревноваться. Ребенок должен соответствовать амбициям родителей, которые  порой стремятся воплотить в детях свою недореализованность.

Тут включается механизм «Если…».  Если ты будешь отличником, призером, принесешь грамоту, а лучше медаль. Если ты закончишь ВУЗ…Тут уже вступает жена: если у тебя есть автомобиль, деньги… Тогда ты состоялся. При этих условиях мы тебя любим и принимаем.

А как быть троечнику, неудачнику, не красавцу? Нет опоры в реальности, где царят власть денег, амбиций, тщеславия? Где ребенку учиться человеческим отношениям? Кто научит его дружить, любить, ссориться, мириться, уважать и прощать, быть честным и уметь жертвовать своими интересами для блага другого. Где происходит его социализация? Где ребенок получает правильный опыт человеческих отношений? Что он читает? Что смотрит по телевизору? Родителям некогда. Они устали. Мама на кухне, папа сам рад прорваться к компьютеру, сбросить свое напряжение.

Жесткие запреты приводят к обратным результатам. Возникает антагонизм к родителям, желание сделать наперекор. Теряется доверие к людям.  Реальность невыносима. Человек уходит в виртуальную реальность, в иллюзию. Вот она -  любовь, признание, дружба, успех, почет. Там я победитель!   В реальном мире нужно трудиться, порой  уступать другим, жертвовать своими интересами, нести ответственность за себя и окружающих, любить кого-то. А это ТРУДНО. А в виртуальном мире ты владыка, ты побеждаешь. У человека развивается  чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб», который приобретает  игрок, управляя «жизнью» компьютерных персонажей. Компьютерные игры можно назвать своеобразной психотерапией, когда кто-то погружается в собственные мечты, а кто-то просто садится к экрану компьютера.

Компьютерные игры дают ощущение власти над ситуацией. В моих руках возможность победить врага, достичь необходимого уровня благополучия, сбросить агрессию. Там можно все, что запрещено в реальном мире. Здесь можно принимать решения и не бояться ответственности. Подростки уходят в виртуальный мир в поисках свободы и самоутверждения.  Но некоторые игры провоцируют агрессию и хладнокровие, привыкание к войнам и насилию.

Для того, чтобы войти в иллюзию,  труда не нужно. Человек, поглощенный иллюзорным миром, все силы своей души, всю свою жизненную энергию направляет не на реальные достижения, а в пустоту, ХАОС.

Попадая в виртуальный мир, люди забывают о своих проблемах в реальном мире. В виртуальном мире интереснее. Он завораживает, привлекает, Там человек может жить той жизнью, какой хотел бы жить сейчас. Быть героем. Но компьютерные игры - это всего лишь способ спрятаться от реальности. Именно это привлекает людей.
                         
Влияние компьютерных игр на подростков

Жители виртуального мира тщеславны, зависимы, властолюбивы, раздражительны, конфликтны. У них притупляется чувство самосохранения. Ребенок становится нервным, жестоким. Главная задача всех игр – соперничество. Нарушаются контакты с окружающими.  В реальности подростку трудно сходиться со сверстниками, нет тем для разговора, кроме как о сюжетах компьютерных игр. Словарный запас невелик. Фразы бедны и отрывисты, переполнены словами-сорняками. Отсюда стеснительность и зажатость. Люди впадают в депрессию, становятся агрессивны. У подростков формируется эмоциональная незрелость, инфантильность и безответственность.

Имеются данные о переутомлении, болях в ногах, кистях рук, рези в глазах, общей возбужденности, трудности в засыпании. Подростки, увлеченные компьютером, меньше читают, мастерят. Меньше занимаются командными видами спорта, а больше единоборствами.

Увлекаясь гаджетами, подростки теряют чувство реальности. Один подросток в ответ на требование родителей ограничить время игры воскликнул: «Это моя жизнь! Вы хотите отобрать у меня жизнь?».

Что же делать?

Родителям следует уделять больше внимания духовно - нравственной стороне жизни ребенка. Дети хотели бы поговорить, пообщаться с родителями, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение по любому вопросу. Надеются,  что их выслушают, поймут, поддержат, успокоят, не станут ругать, наказывать, а ПОМОГУТ.  Первой фразой при встрече должна быть: «Как я по тебе соскучилась! Я весь день думала о тебе!». А мы с порога: «Сколько получил?» И весь вечер разговор на тему: «Мы пашем, стараемся, ничего не жалеем, а ты…».

Родители могли бы тактично обсудить различные вопросы, дать необходимую информацию, предупредить об ответственности за свою судьбу и за судьбу близких. Дать право на ошибку. И быть всегда рядом, чтобы первым подать руку поддержать ребенка, защитить, утешить и ободрить. Помочь делать уроки, повторить пропущенное. Это не его плохая отметка, а наша. Следует постоянно проявлять внимание к ребенку. Почаще бывать вместе, делать что-то сообща.

В погоне за материальным достатком у нас не хватает ни сил, ни времени на душевные интересы ребенка. Мы часто сами поглощены зрелищем на экране, вместо того, чтобы обнявшись в тишине пообщаться со своим самым дорогим человеком, ради которого мы живем и трудимся, сообщить ему, как вы его любите, как хорошо, что он у вас есть. Даже если у него тройка по алгебре. Мы с тобой вместе, мы все сможем. Ребенок должен знать, что он нужен и важен такой, какой есть. Не отличник, не чемпион, а вот такой нескладный. А его любят, ему рады.  

Методист МБОУ ДОД ДДТ
Третьякова Т.В.
 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color