Payday loans
Купить диплом без предоплаты онлайн
Главная
Внедрение в практическую профессиональную деятельность технологии модульного обучения Печать
Методическая помощь педагогу дополнительного образования.
Курбанова Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования

          Основная цель данной работы – помочь педагогу дополнительного образования разобраться в особенностях технологии модульного обучения и мотивировать его (педагога) на использование данной технологии в своей профессиональной деятельности для повышения эффективности образовательного процесса. Для составления справочного материала на тему: «Внедрение в практическую профессиональную деятельность технологии модульного обучения» были использованы следующие источники:
     -  http://74214s013.edusite.ru/p28aa1.html
     -  http://ag-tiksi.ucoz.ru/publ/3-1-0-1
     -  http://biouroki.ru/metodika/blochno-modulnoe-obuchenie/
     -  http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node15.html
     -  http://festival.1september.ru/articles/588216/
     -  http://ru.wikipedia.org
     -  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
     -  Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989. (http://edu-lib.net/drugoe-2/yutsyavichene-p-teoriya-i-praktika-moduln)


Справочный материал на тему:
«Внедрение в практическую профессиональную деятельность технологии модульного обучения»

1. Из истории возникновения технологии модульного обучения.

           Зарождение идей модульного обучения (далее – МО) связано с возникновением в конце 60-х годов зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N Posilethwait, B.Goldshmid, M.L.Goldshmid и J.Russel). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.
          Термин «Модуль» (от латинского слова «modulies» или «modulus» – мера, способ) пришёл в педагогику из информатики. Разработчиками проблем модульной технологии подчеркивается соотнесение его дидактического определения с пониманием модуля в точных науках, в технике: это – некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта.
          Модульная технология обучения обретала статус самостоятельной дидактической системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения:

          -  индивидуализированный темп учебнопознавательной деятельности,
          -  постоянное подкрепление обучающимся собственных действий по самоконтролю,
          -  последовательность и логичность этих действий.
Модульные технологии, дидактические системы, отдельные курсы на основе принципов модульного обучения, созданы и функционируют во многих колледжах и гимназиях, университетах США и Западной Европы.

          В нашей школе модульное обучение стало применяться с 1972 года после исследований П.А.Юцявичене (Эстония) и П.И.Третьякова (Россия).
           Наиболее глубоко и системно дидактическую специфику модульного обучения удалось исследовать и описать П.А. Юцявичене. Согласно взглядам данного автора, модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет некоторые отличия принципиального характера от традиционной системы.

 

Традиционное обучение

Модульное обучение

Структура учебных программ

-  в процессе обучения все обучаемые обучаются по одинаковой программе;

-  время обучения фиксировано и одинаково для всех учащихся;

-  перечень изучаемых тем фиксирован и одинаков для всех учащихся, независимо от исходного уровня их знаний.

-  для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения;

-  время обучения не регламентируется и зависит от того, как интенсивно изучает учащийся материал, а также от уровня его исходной подготовки и
от требуемой квалификации;

-  перечень изучаемых тем для каждого обучаемого свой и зависит:

  • от исходных знаний
  • требуемого конечного уровня усвоения материала.

Функции преподавателя

Основная функция преподавателя - передача знаний учащимся. При этом используются индивидуальная, групповая и коллективная работа, но в общем все учащиеся работают с одним и тем же учебным материалом и решают одни и те же задачи

Основная функция преподавателя - управление индивидуальной работой учащихся. Он выполняет роль консультанта, помощника, помогает правильно организовать самообучение обучающегося

Роль обучающихся

В основном пассивная. обучающиеся не принимают участия в организации собственного обучения, не имеют возможности внести коррективы в свой процесс обучения. Очень часто обучаемые не осознают цели своего обучения.

Обучаемый наравне с преподавателем организует свое обучение. Он принимает участие в формировании программы обучения, может предлагать вносить изменения в те учебные материалы, которые он изучает.


2. Из теории модульного обучения.

          В классификации Г.К.Селевко технология модульного обучения представлена как вариант программированного обучения, а по доминирующему методу отнесена к группе репродуктивных технологий. Однако, исходя из того, что цикл модульного обучения может предполагать изучение учебного материала на разных уровнях его усвоения, то в таком варианте она может быть отнесена к группе творческих, развивающих технологий.
          Общее направление, цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие принципы по П.А.Юцявичене.

          1. Принцип модульности. Данный принцип предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков – модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов.
          2. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует определения в пределах модуля логично завершённых познавательных блоков – учебных элементов модуля.
          3. Принцип динамичности обеспечивает возможность изменения содержания учебного материала, вызванного прогрессирующим развитием и усложнением теоретических знаний. Данный принцип даёт возможность разрешить противоречие, заложенное в самом подходе к разработке содержания школьного образования, выражающееся в стремлении сохранить без особых изменений основы научных знаний по предмету, и в то же время обеспечить возможность познания учащимися современных направлений развития базовой науки.
          4. Принцип деятельности в усвоении знаний и оперативности их применения предполагает обучение учащихся видам и рациональным способам познавательной деятельности. Реализация данного принципа даёт возможность осуществить практико-ориентированный подход при разработке содержания образования.
          5. Принцип гибкости обеспечивает возможность коррекции содержательной части модуля с учётом уровня обучаемости учащихся и организации дифференцированного уровневого обучения.
          6. Принцип осознанной перспективы. Реализуется самоосознанием учащимися промежуточных и конечных целей обучения. Самосознание целей возможно при условии предоставления учащимся модульной программы изучения курса, раздела, темы учебной программы или урока с определением комплексной дидактической цели ко всему школьному курсу географии, интегрированной цели к каждому обучающему модулю и частной дидактической цели к каждому учебному элементу модуля.
          7. Принцип разносторонности методического консультирования реализуется:

  • в процессе использования учителем разнообразных наглядных средств обучения, позволяющих ученику легче усваивать учебный материал;
  • в обучении учащихся наиболее оптимальным, рациональным и эффективным методам и способам усвоения содержания учебного предмета (метазнаниям);
  • в выборе учителем, в соответствии с содержанием учебного материала, организационных схем, методов, педагогических технологий и приёмов обучения.

          8. Принцип паритетности (равенства) предусматривает деятельность учителя по активизации познавательной деятельности учащихся и их взаимодействия в учебном процессе. Учитель при этом выполняет, в основном, консультативно-координирующую функцию, а модульной программе передаётся некоторые функции управления процессом познания, которые могут трансформироваться в процесс самоуправления учащимися познавательной деятельностью по усвоению содержания изучаемого модуля.
          К целям модульного обучения П.А.Юцявичене относит комфортный темп работы каждого обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм и, как главную, достижение высокого уровня конечных результатов.
         Основным структурным элементом технологии, как уже отмечалось, является учебный модуль, выступающий как средство и как программа обучения. Как средство обучения модуль представлен целевым планом действия, банком информации и методическим руководством.
          Основным элементом в познавательной деятельности учащихся является структурно-функциональный узел или модуль. Обучающий модуль – это логически завершённая часть содержания учебного предмета, в котором объединены учебное содержание и технология его усвоения учащимися.
          Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную:

  • по содержанию,
  • методам обучения,
  • уровню самостоятельности,
  • темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

          Учебный материал модуля подаётся одновременно на всех возможных кодах:

  • СИМВОЛ – рисуночном, (нарисовать)
  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)

          Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает, что в модуле:

  • излагается принципиально важное содержание учебной информации;
  • дается разъяснение к этой информации;
  • определяются условия погружения в информацию;
  • приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
  • указаны практические задания;
  • дается система самостоятельного и внешнего контроля.

          В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.
          В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:

  1. познавательные (для изучения основ науки);
  2. операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);
  3. смешанные.

          Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов.
          Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний:

  • восприятие,
  • понимание,
  • осмысление,
  • запоминание,
  • применение,
  • систематизация.

          И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения. Новый технологический подход требует и новой технологической направленности:

  • предварительное проектирование учебного процесса;
  • центр внимания – учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности);
  • диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов;
  • целостность учебного процесса как педагогической системы.

          Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
          Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными.
          Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
          Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
          Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.
          Сами модули формируются как структурная единица учебного плана по специальности; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.
          Основными примерами УМК, построенными по такому принципу - современные учебники английского языка, такие как Opportunities.
          Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?

  • Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
  • Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
  • Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
  • Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

3. Формирование модульной программы.

          Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.
          Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины.
          Модульная программа включает:

  • иерархию дидактических целей (комплексная, интегрированная и частная);
  • вычленение субъектного опыта учеников по содержанию изучаемого модуля;
  • познавательную деятельность учащихся по усвоению заданного учебного содержания, которое может быть представлено на базовом, повышенном и углубленном уровне изучения;
  • рациональные методы и приёмы познавательной деятельности учащихся, адаптированные по темпу и уровню усвоения учебного материала;
  • аппарат контроля и оценки результатов познавательной деятельности учащихся.

          Алгоритм формирования модульной программы:
          Первый шаг – представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания:

  • Сначала педагог сам выделяет стержневые линии всего учебного курса.
  • Следующее действие состоит в отборе содержания по каждой стержневой линии.
  • Отобранный материал сводится в таблицу.

          Второй шаг – формулирование названия модульной программы (МП) и ее комплексной дидактической цели (КДЦ) (обучающей, развивающей, воспитательной).
          Третий шаг – выделение в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) (также на трех уровнях), формулирование названий соответствующих им модулей (М) и содержания этих модулей.
          Четвертый шаг – градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели (ЧДЦ), формирование учебных элементов (УЭ), составляющих модуль.
          Схематически полученную модульную программу можно представить в виде схемы.

          Пятый шаг – разработать программу познавательных действий учащихся (класса, групп, отдельных учеников) по усвоению учебных элементов (УЭ) модуля (урока) и действий самого учителя по организации познавательной деятельности учащихся.
          Шестой шаг – разработать систему контроля и оценок познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания учебных элементов (УЭ) модуля (урока).
          Седьмой шаг – подобрать необходимые средства обучения, с которыми должны работать учащиеся в процессе усвоения содержания учебных элементов модуля.

4. Проектирование образовательных модулей

          Разработка образовательных модулей предполагает три основных этапа:

  • Разработку спецификаций модулей.
  • Разработку оценочных материалов модулей.
  • Разработку учебных материалов модулей.

          Спецификация модуля. Спецификация модуля содержит его общую характеристику, а именно: название модуля, цели обучения, результаты обучения, критерии оценки результатов, уровни освоения, требования к объекту оценки, входные требования, нормативная продолжительность обучения, пояснительная записка.
          Название модуля. Название должно отражать назначение и (или) содержание модуля.  К выбору названия модуля нужно подходить особенно осторожно так как ни одно название не должно повторяться.
          Цели обучения. При их описании указывается совокупность профессиональных задач и функций, которые сможет осуществлять обучающийся по окончании изучения модуля. Цели носят деятельностно-ориентированный характер и должны фиксировать планируемые изменения в способах деятельности обучающегося.
          Результаты обучения. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенцию(ции), которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают, что обучающийся будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения.

Технологическая карта модуля.
(описание учебного и оценочного материалов модуля)

Учебный элемент модуля

(№ п/п, наименование)

Методические рекомендации.

Как делать?

Время работы.

Контроль. Что контролировать? Как контролировать?


          Для обучения выполнению модульных блоков разработаны учебные пособия – учебные элементы.
          Учебный элемент – учебное пособие, предназначенное для освоения определенных практических навыков или теоретических знаний и используемое для самообучения и/или обучения под руководством преподавателя/инструктора. 

Учебные элементы программы группируются по следующим шести категориям:

Наименование категории

Содержание категории

01 – безопасность работы

объединяет учебные элементы, связанные с основными аспектами безопасности в профессиональной деятельности (например, оказание первой доврачебной помощи, средства защиты, пожароопасность и т.д.)

02 – деятельность

входят учебные элементы, предназначенные для формирования, главным образом, деятельностных, психомоторных и интеллектуальных навыков, таких как измерение, разметка, монтаж, ремонт, принятие решений в управленческой деятельности и т.д.

03 – теория

представляют основные научные, технические, математические принципы и законы физики, химии, математики, электротехники и т.п.

04 – графическая информация

относятся учебные элементы, связанные с чтением и интерпретацией графической информации (рисунков, эскизов, диаграмм, сборочных, строительных, архитектурных чертежей и т.д., а также электрических, электронных, гидравлических схем)

05 – техническая информация (материалы, компоненты, методы)

содержат сведения о назначении, структуре, технических характеристиках и использовании материалов (сырья, полуфабрикатов, изделий), а также о способах работы и производства

06 – техническая информация (оборудование, инструменты, механизмы)

включает учебные элементы, содержащие информацию о принципах действия, устройстве, применении и технических характеристиках инструментов, оборудования и механизмов

           Каждый учебный элемент включает в себя:

  • четко сформулированную цель обучения;
  • перечень необходимого оборудования, материалов и вспомогательных средств;
  • перечень сопутствующих учебных элементов и пособий;
  • страницы с иллюстрированным учебным текстом (8-20 страниц);
  • проверку усвоения учебного материала: контрольные вопросы и контрольные задания.

5. Дидактическая значимость модульной технологии

          заключается в следующих позициях:

  • вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность;
  • осуществление познавательной деятельности с дифференцированным по уровню усвоения содержанием школьного географического образования;
  • реализация познавательной самости обучающегося (самодеятельность, самопознание, самоконтроль, самоанализ, самокоррекция).
  • осуществление процессов саморазвития, самовыражения и самореализации обучающегося;
  • изменение роли педагога в образовательном процессе: от педагога, как носителя учебной информации, до педагога – организатора и координатора познавательной деятельности обучающихся.

6. Источники информации, рекомендуемые для ознакомления

1. Иванов Ю.А. Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов – Брест. БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
3. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж. «Биология в школе», 1994, №5.
4. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж. «Биология в школе», 1995, №6.
5. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), Ж. «Биология в школе», 1996, №1.
6. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», Ж. «Биология в школе», 1999, №5.
7. Миронова М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: Дис. … канд. пед. наук. Казань, 1993.
8. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года)
9.  ISSN 1991 – 5497. Мир науки, культуры, образования. №1 (4), 2007.
10. Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001.
11. Сайт МОУ СОШ №1 Им. И.В. Курчатова г. Сим (Технология модульного обучения).
12.  д. ф. н., проф. Ковтун Е.Н. (МГУ им. М. В. Ломоносова), к. ф. н., доц. Родионова С.Е. (Башкирский госуниверситет). Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования. 2005
13. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования: Метод. пособие, Краснодар 2001.
14. Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.
15. Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы, 2003.
16. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей-Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.
17. Галочкин А.И., Базарнов Н.Г., Маркин В.И., Касько Н.С. Проблемно-модульная технология обучения. Структура и содержание модульных программ по курсу «Органическая химия». Барнаул, 2004.
18. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005.
19. Рекомендации по структуре модульных образовательных программ начального и сред-него профессионального образования / Составители: Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Гл. ред. д.п.н., проф. Лейбович А.Н. М, 2005.
20. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989(http://edu-lib.net/drugoe-2/yutsyavichene-p-teoriya-i-praktika-moduln).

 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color