Искусство ошибаны (прессованной флористики)
В проходящих реформах во всех сферах жизни большая роль отводится эстетическому воспитанию. Одним из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту.
Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять ее.
Разные люди видят природу по-разному. Одни видят ее внешнюю чарующую красоту, шагая по туристической тропе, другие способны неотрывно следить за волшебными переливами красок зари, любоваться нежными оттенками лепестков цветка. Но надо уметь видеть не только внешнюю красоту природы. Надо проникать в ее внутренние прелести, скрытые от взоров неискушенного человека, в представлении которого причудливо изогнутый корень – просто корень, сосновая и еловая шишки – просто шишки. Природа – огромная богатая мастерская для творчества. В руках флориста – умельца с душой художника все это и многое другое, взятое из хранилищ природы, - материал для создания великолепных произведений искусства, могущих доставать людям радость встречи с прекрасным.
Разнообразна природа нашей родины, разнообразны и природные материалы, которые можно использовать для поделок. Задача флориста – найти и показать людям эти замечательные тайны природы.
Занятия флористикой расширяют кругозор, воспитывают эстетический вкус, делают людей более чуткими и терпимыми. При помощи самых несложных инструментов и приспособлений, имеющихся в каждом доме, можно создать оригинальные декоративные композиции; украсить свой интерьер вещами, созданными из того, что волшебница - природа щедро дарит нам во все времена года. На современном этапе творческая работа с различными видами природных материалов обладает возрастающей популярностью. С одной стороны – природный материал доступен, не сложен для заготовки. С другой - работа с ним – это своеобразный диалог с природой, открывающий немалые возможности творческого начала. Каждый флорист, соприкасаясь с природным материалом, обязательно научится творить, фантазировать, создавать свое, неповторимое. Ему дается уникальная возможность – выразить свое отношение к природе.
Слово « флористика» происходит от имени древнеримской богини цветов, весны и юности - Флоры. Флористика соединяет в себе элементы профессионального искусства и индивидуального творчества. Композиции, создаваемые флористами, классифицируются как традиционные виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, натюрморт, пейзаж, портрет. Флористы опираются на законы и опыт, существующие в изобразительном искусстве. Художественное творчество мастеров ошибаны, или прессованной флористики, основано на использовании именно этого материала - цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших благодаря этому свои природные форму и цвет.
За последние годы в различных изданиях печатались работы отдельных художников-флористов. В книгах в простой и доступной форме раскрываются многие секреты этого удивительного искусства, овладев которыми, идя от простых идей и технологий к более сложным, можно научиться с помощью доступных инструментов и вспомогательных материалов создавать неповторимые работы.
Известные художники-флористы, такие как Виктор Стецюк, Людмила Белецкая, Рим Зубков в своих книгах предлагают рекомендации, касающиеся выбора и обработки материалов, основы композиции, практические советы по технике создания работ.
Содержание популярных изданий включает разделы:
- Сбор и засушивание растений.
- Сортировка и хранение растений.
- Материалы и инструменты.
- Основы изобразительного искусства.
- Уроки мастерства, включающие пошаговые инструкции.
- Оформление работ.
1. Сбор и засушивание растений.
В этом разделе самоучителей публикуются рекомендации художников-флористов о видах растений, их особенностях относительно продолжительности сохранения цвета в результате засушивания, о способности приобретать оттенки в зависимости сбора растений от времени года или погодных условий.
Например, влажные растения при сушке буреют. Замечательный цветовой эффект в композиции может дать прихваченный морозом последний осенний лист или полусгнивший стебель.
Чтобы правильно создать «палитру» художника-флориста, надо учитывать особенности растений (форму, строение, сочность, характер венчика и листьев), а также время цветения, погодные условия, время дня, время года.
Способы плоскостной сушки:
- в бумаге;
- в вате;
- в гербарной сетке;
- в книгах;
- под прессом;
- горячим утюгом.
Растения засушивают целиком или в разобранном на части (стебель, лист, лепестки) виде.
2. Сортировка и хранение материала.
Для удобства использования растения нужно систематизировать в зависимости от вида, размера, цвета и разложить в отдельные папки, сделав на них соответствующие надписи.
3. Материалы и инструменты.
В книгах описан перечень материалов и инструментов, необходимых для работы. Даны рекомендации по подбору материала, например, для фона в зависимости от используемого в работе природного материала или композиционного решения.
4. Основы изобразительного искусства.
Во флористике высушенные растительные материалы используются как краски в живописи. Задача флориста – показать красоту обычных растений и создать из них яркие произведения: декоративные панно, орнаменты, натюрморты, пейзажи, изображения птиц и животных, миниатюры, портреты и т.д.
При создании любой композиции во флористике нужно всегда учитывать такие важнейшие факторы, как цвет, фактура, акцент, контраст, пространство, фон.
Красота растений подскажет много сюжетов, но для того чтобы создать художественное произведение, необходимо знать и использовать некоторые законы изобразительного искусства.
Пропорции – это отношение частей к целому и частей между собой.
Ритм – это повторяемость, соразмерное чередование элементов, частей. Ритмичность - одно из основных художественных средств в композиционном строе произведения.
Динамическую выразительность природных форм точно и образно анализирует В.А. Фаворский в книге «О графике как об основе книжного искусства»: «Большинство форм, с которыми мы встречаемся в природе, будут выражать какое-либо движение.
Особенно это можно сказать про растения, деревья и их ветви. Изящество деревьев, растений, цветов основано прежде всего на движении. Ель и сосна, по - разному преодолевая тяжесть, стремятся вверх, но каждая из них – и обелиск ели и канделябр сосны – выражает сложное движение; а ветви деревьев, еловые ветви или сосновые, березовые или липовые, - все они очень выразительны в движении и в смысле характера движения.»
Симметрия наглядна в живом мире, в том числе растительном. Это расположение однородных, одноименных частей на одинаковом расстоянии от центральной оси. В японском искусстве художники свои композиции почти всегда строят на асимметрии. Японские мастера объясняют это тем, что искусство должно увести от устоявшейся логики, вызвать у зрителя желание самому искать пути к красоте, звать к размышлению, к свободе, к сотворчеству с художником.
5. Уроки мастерства, включающие пошаговые инструкции.
Самоучители позволяют выполнить композиции в соответствии с изложенным и проиллюстрированным «мастер-классом» художника-флориста, включая пейзаж, натюрморт, портрет, миниатюру с подробным перечислением используемого флористического материала, инструментов и последовательности выполнения работы, а также окончательной обработки и оформления готовой работы.
6. Оформление работ.
Авторы популярных изданий делятся секретами оригинального оформления работ. Предлагаются варианты изготовления рамки-паспарту.
Список литературы:
1.Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов.- М.: Изд-во Эксмо,2006.-64с.: ил.
2.Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов/ Н.В. Дубровская.- М.: АСТ; СПб.:Сова,2008.-80с.: ил.,16л.ил.
3.Лыкова И.А. Лесные поделки. - Казань.: Издательский дом « Карапуз»
4.Стецюк В.Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приемы. Изделия.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.-128 с.: ил.
5.Утенко И.С., Утенко Л.М. Флористика. Сухие букеты и композиции в нашем доме.-СПб.: ООО « Издательство « Золотой век», 2003.-208 с., ил.
Автор педагог дополнительного образования
Колотуша Е.В.
|