Payday loans
Купить диплом без предоплаты онлайн
Главная
Гендерная педагогика Печать

Гендерная педагогика.

Бороться за равенство полов люди начали очень давно, например в книге Мэри Уоллстонкрафт «В защиту прав женщин» (1792), объясняется это неравенство социальными предрассудками и системой воспитания:

«Если женщины способны в действительности вести себя как разумные существа, то нельзя обращаться с ними как с рабынями или как с домашними животными, "друзьями человека", низшими по разуму. Нет, надо развивать ум женщин, ограждая их здоровыми, возвышенными жизненными принципами, и пусть женщины, обретя достоинство, почувствуют себя зависимыми лишь от Господа Бога... Могут сказать, что все это — утопические мечты. Благословен будь Тот, кто вдохнул их в меня и придал смелости моему уму, так что я могу, обретая лишь в Нем едином поддержку всем делам своим, отваживаться высказывать собственное мнение, покуда существуют возмутительные предрассудки, закабаляющие представительниц моего пола» (СНОСКА: М. В защиту прав женщин // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992. с. 24-39).

Мое выступление предназначено для тех, кто не раз задумывался, как из бессознательного существа всего за два года малыш превращается в человека говорящего, а за каких-то десять или даже пять лет – в человека со сложнейшей психикой. Почему даже в одной семье дети так непохожи? Почему каждый ребенок идет своим путем развития: в разное время появляется понимание речи и само говорение, да еще и говорить-то все начинают по-разному? Почему неодинаково проявляются эмоции: гнев, страх, огорчение, удивление? 

Задумаемся: а зачем человеку детство и почему оно у нас такое долгое? На этот вопрос в свое время ответил великий советский психолог А.Н.Леонтьев: такое долгое детство у нас потому, что мы, люди, в процессе длительной эволюции приобрели очень сложные, уникальные функции мозга, такие, как речь, речевое мышление, творчество, творческое, абстрактное мышление, воображение и т.д., и поэтому требуется длительное время, чтобы эти сложные функции мозга сформировались.

   Очевидно, что никакие инструкции, приказы, директивы не могут ускорить нейрогенетические и нейробиологические процессы развития мозга, а замедлить могут. Можно ли вообще строить новое здание или новую педагогику, не понимая значения фундамента?

    К сожалению, сегодня в педагогической практике «можно» все: обучать (в 1,5 года чтению), развивать(навык письма в 4г.), воспитывать, формировать личность, не учитывая , не понимая, а чаще всего, просто не зная общих законов развития человека и его психики. Особенно это пагубно для малыша в дошкольном детстве, если в семье или в детском саду не понимают главного: как развивается мозг ребенка и зачем человеку детство.

Детство для человека – это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга – его кора. За короткое время (до 7 лет) формируются у маленького ребенка разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-речевое, в основе которых лежат ассоциативныепроцессы, способность обобщать и строить систему обобщений. Ассоциативные процессы связаны с развитием функций самых сложных систем мозга – ассоциативных лобных и нижнетеменных областей, обеспечивающих общую стратегию функционального развития всего мозга. 

  По существу, за столь короткий период закладывается основа всех психических функций ребенка, основа его дальнейшей активной жизни. И в этом – неповторимость детства. Вся система дошкольного воспитания, весь педагогический процесс направлен на развитие психики, на формирование познавательных и эмоциональных процессов, составляющих основу гармонического развития личности. 

 Перед нами встает второй очень важный вопрос: что развивают педагог и семья?

 Ответ: все педагоги в дошкольном образовании и в школе, в семье развивают самый главный орган психики – мозг и все его многочисленные функции, регулирующие поведение ребенка, определяющие успешное обучение, творческое развитие личности. Но проблема в том, что многие педагоги об этом не догадываются. Поэтому в рамках одной педагогической практики эту проблему не решить. 

 Требуется новая идеология, новые междисциплинные подходы, новая программа развития человека, а в частности новые научные подходы к обучению и воспитанию мальчиков и девочек в семье, в дошкольных образовательных учреждениях и в школе.

Почему это важно? Потому что у мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, а значит – им требуются разные программы обучения.

Все вышесказанное можно объединить под одним понятием – «гендер», «гендерная чувствительность», гендерная педагогика»

Для чего нужны новые педагогические термины?

Их рождение  связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины: "половое воспитание", "полоролевое воспитание", "полоролевая социализация" и их вариации, не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова "пол".

Под "гендерным измерением в образовании" мы подразумеваем оценку последствий и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание ими своей идентичности, выбор идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, группе сверстников в зависимости от биологического пола.

Осуществлять гендерный подход в образовании детей - это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий "мужского" и "женского" в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Под "гендерной чувствительностью" мы подразумеваем способность педагога воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербальных, невербальных и предметных влияний социальной среды, методов и форм работы с детьми на формирование гендерной идентичности ребенка, способность улавливать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола (сексизма).

Итак, целью гендерного подхода в образовании выступает деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.

Таким образом, в результате внедрения гендерного подхода в образование будут созданы условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности с андрогинным набором характеристик.

 

мальчики

девочки

При рождении

Крупнее голова, больше вес у мальчиков.

Моторные, зрительные, слуховые, ассоциативные потенциалы – различны

Первый месяц жизни

Процессы восприятия и анализа информации различны

Созревание разных психических функций

1. Наглядно-образный уровень

2.»Оречевление»

3. Ярко выражена поисковая активность( всюду лезут, все ломают, портят)

1. Раньше начинают говорить.

Все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления»

Воспитание

Чаще ругают родители

Реже берут на руки .

Речь взрослых чаще содержит указания(отойди, принеси, дай, сделай…)

Родители более ласковы,

В разговоре чаще упоминают о чувственных состояниях ( нравится, люблю, грустный, веселый…)

Мышление

Образное, пространственное,

Речевое, интуитивное, логическое.

Восприятие

До 8 лет  острота слуха выше

Более чувствительны к шуму

В 7-8 лет выше кожная чувствительность(больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы на прикосновения, поглаживания)

Эволюция

Легко теряет старое и приобретает новое.

Ориентирован - на прогресс.

Отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность.

Сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции. Цель: по возможности не допустить изменений

Ориентированы – на выживаемость.

Отбор на адаптируемость (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни), воспитуемость.

Количество потомков

Не ограниченно

Ограничено

Половой отбор

Интенсивный

Генетическую информацию передают неравномерно, в основном о настоящем (экологические, социальные катастрофы или о стабильной ситуации) Новая генетическая информация наследуется только по мужской линии

Слабый

Полнее сохраняет  исходный спектр генотипов

По наследству передает информацию о прошлом (закрепленную длительным отбором)

Эволюционно-прогрессивные признаки

Более выражены (период детства до 20 лет)

Менее выражены (рождаются более  зрелыми на 3-4 недели.)

Биологически старше на 2 года.

Раньше начинают ходить, говорить.

 

Генотип (врожденные признаки ), отклонения в развитии

Более разнообразны, больший процент вредных мутаций

Более одинаковы, меньший процент вредных мутаций ( на 100 глухих девочек – 122 глухих мальчика)

Фенотип (признаки организма, сформированные под влиянием  внешней среды)

Не могут быстро и сильно измениться.

Предрасположены к поисковому поведению

Могут изменяться под влиянием внешних условий с сохранением всего набора генотипов.

Легче приспосабливаются.

Мозг

Строение работа

Крупнее, более продвинут в развитии, более ассиметричен, более раним, тяга к освоению новых пространств, большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных решений, к рискованным предприятиям.

Число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, поэтому труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях

Мельче, более стабилен, менее раним.

В правом полушарии в значительной степени представлены дополнительные «языковые» центры.

Нервные связи между полушариями намного богаче, толще спайки нервных волокон, соединяющих оба полушария

Специализация

Специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, пространственное мышление имеется в 6 лет.

Специализации правого полушария в отношении мозга в отношении пространственных функций нет до 13 лет

Созревание

Медленнее созревает левое полушарие.

В детстве более правополушарные, но с возрастом левое полушарии начинает лидировать, мужчины обгоняют женщин и становятся более левополушарными, чем женщины левое полушарии начинает лидировать, мужчины обгоняют женщин и становятся более левополушарными, чем женщины

Медленнее созревает правое полушарие. До 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи.

Быстрее завершается развитие памяти.

Утомление

Больше страдают левополушарные процессы(речевое мышление, логические операции).

Больше страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

Игры

Машинки, солдатики

Опираются на дальнее зрение: бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д.и используют все пространство (горизонтальное и вертикальное)

Куклы, посудка

Опираются на ближнее зрение: играют в ограниченном пространстве.

Рисунки

Машины, сражения, драконы

Отражают большее пространство, домов, улиц и т.п.

Люди, цветы

Рисуют мелкие подробные детали

Обучение

Больше ориентированы на информацию

Отвечая, смотрит на парту, в сторону, перед собой, отвечает уверенно, если знает ответ.

Больше ориентированы на отношения между людьми:

Смотрит в глаза педагогу, уверенно отвечает после одобрения или кивка взрослого

Вхождение в урок (период врабатываемости):

Долго раскачиваются, на учителя смотрят редко, пик приходится на середину урока.

Сразу после начала урока быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, смотрят в глаза педагогу. (Учителя строят урок по обращенным к ним глазам.)

Речь

Больше вариантов индивидуальности, нестандартно и интересно мыслят, реже раскрывают свой внутренний мир в словах, чаще молчат. Преобладают глаголы.

Речь развита лучше, но ответы более однообразны, мышление более однотипно.

Чаще используют уменьшительно-ласкательные слова.

Преобладают существительные и прилагательные.

Решение учебных

задач

Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идей, лучше решают принципиально новые задачи, находят нестандартные решения, неинтересно изо дня в день делать одно и то же.

Болезненно реагируют на необходимость использовать разные типы мышления на разных уроках

Превосходят в видео-пространственных умениях.

Лучше выполняют не новые, типовые, шаблонные задачи. Предъявляют высокие требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления, проработке деталей

Применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала. Превосходят в речевых заданиях ( неречевые задания могут решить речевым способом).

Математика

В старших классах легче справляются с геометрией.

В старших классах легче справляются с алгеброй.

Запоминание

Пытаются понять.

Успеваемость не зависит от показателей памяти.

Больше опираются на механическое запоминание. Успеваемость зависит от показателей памяти.

Почерк

Более «неправильный», размашистый, неравномерный, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты

Более правильный, красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что в школьных прописях.

Отметки за год

Пестрят разнообразием

Отличаются незначительно (не более, чем на балл)

Оценка деятельности

Реагируют избирательно, только на значимые для них оценки.

Важно, что оценивается в их деятельности. На значимую оценку «Плохо слушал» только у мальчиков избирательно активируются именно слуховые отделы коры, «плохо выполнял» - моторные. При оценивании он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются.

Очень эмоционально реагируют на все оценки: и положительные и отрицательные. Эмоционально значимо, кто их оценивает и как.

Нельзя сразу же сказать «плохо», т.к. бурная эмоциональная реакция, резко возросшая активность всех центров коры мозга не позволит ей рационально осознать, что именно плохо в ее деятельности и что надо изменить.

Эмоциональная сфера

Более возбудимы, нетерпеливы, раздражительны, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе, агрессивны, чаще воспринимают негативную информацию.

На эмоциональный фактор реагирую кратковременно, ярко, избирательно; не могут долго удерживать, быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность ( замечания должны быть емкими, конкретными, ограниченными по времени).

На эмоциональный фактор резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус мозга, вся структура мозга поддерживается в состоянии готовности продолжительное время, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.

При рождении обычно мальчики крупнее девочек, у них больше голова, больше вес.

Моторные, зрительные, слуховые, ассоциативные потенциалы – различны и записывая биотоки новорожденных младенцев, можно с уверенностью сказать, какого пола ребенок. И уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой отличаются.

  Очередность созревания разных психических функций у мальчиков и девочек тоже разные.

Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления», а у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического, интуитивного.

Уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки.

Большинство из нас и не подходит.

 Социальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков, реже берут на руки, речь взрослых чаще содержит указания(отойди, принеси, дай, сделай…) и более ласковы к девочкам, в разговоре чаще упоминают о чувственных состояниях ( нравится, люблю, грустный, веселый…), даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). Т.е. на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.

«Ну и что же? Пусть они разные, но что это меняет, чем поможет мне это знание как учителю?» Не торопитесь, мы сделали только первый шаг на пути к пониманию сложного мира мальчика и не менее сложного – девочки.

 Но для начала попробуем ответить на вопрос:

                                 Зачем природе мужское и женское?

Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А.Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая (женская) – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая (мужская) – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление. 

 Т.е. женский пол ориентирован на выживаемость, сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции. Цель: по возможности не допустить генетических изменений;

мужской – на прогресс,  легко теряет старое и приобретает новое, идет отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, отбор на адаптируемость (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни).

Таким образом женщина приспосабливается, мужчина ищет новую среду.

Количество потомков, которое может дать женщина , достаточно ограничено ( хотя в России 19 в. одна крестьянка за 27 родов родила 69 детей), тогда как мужской пол потенциально способен иметь огромное кол-во детей ( в гаремах 1000 детей не является рекордом).

Женщина передает по наследству информацию о прошлом (набор наследственного материала, который закреплен длительным отбором), мужской -   о настоящем ( об экологических или социальных катастрофах или о стабильной ситуации). Предполагается, что в потомстве часть генетической информации сохраняется лишь в мужской подсистеме и наследуется только по мужской линии.

Все эволюционно-прогрессивные признаки  больше выражены у мужчин. Если мы проследим динамику продолжительности разных периодов жизни у животных (напр. Приматов), расположенных на разных ступенях эволюционной лестницы, то заметим, что период детства увеличивается у высших форм животных. Так, у лемуров – 2-3 г., у обезьян старого света – 7 лет, у человекообразных обезьян – 8 – 12 лет, у человека – около 20 лет. Т.е. удлинение периода детства – прогрессивный признак, и он больше выражен у мальчиков.

Девочки рождаются более зрелыми на 3 – 4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. 

   Вот мы и добрались в нашем разговоре об истоках различий между мужским и женским полом до таких выводов, которые уже важны для учителей и родителей. 

  Мы уже знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 мес. Позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, выкидыши у женщин случаются чаще, если они вынашивают мальчиков, травмы среди детей 7-15 лет чаще бывают у мальчиков, трудновоспитуемые дети – тоже мальчики. 

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков выше, но девочки более чувствительны к шуму.

У девочек 7-8 лет выше кожная чувствительность. 

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: играют в ограниченном пространстве, им достаточно небольшого уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, если мальчикам не хватает горизонтального пространства, они начинают использовать вертикальное.

На рисунке окрестностей мальчики умещают больше улиц, домов, площадей.

 А умеем ли мы использовать эти различия при воспитании детей разного пола?

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы, педагоги – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Почему среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не реализовал то, что подарила ему природа? 

Просто мы не умеем учить мальчиков.

 Если педагогический коллектив состоит на 97% из представителей женского пола, то возможно ли так называемое гармоничное развитие личности?.

 Стратегия обучения и в д.с и в школе рассчитана на девочек. Может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. У нее другой тип мозга и другой тип мышления. 

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, более ассиметричен, более раним, тяга к освоению новых пространств, большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных решений, к рискованным предприятиям.

У женщин мозг мельче, более стабилен, менее раним. В правом полушарии в значительной степени представлены дополнительные «языковые» центры

У мужчин число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, поэтому труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях (напр. «Ну, ты и молодец, все игрушки разбросал»-воспринимается, как похвала, т.к. эмоциональная и рациональная стороны противоречат друг другу ). У женщин нервные связи между полушариями намного богаче, толще спайки нервных волокон, соединяющих оба полушария 

Специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, пространственное мышление у мальчиков имеется в 6 лет. У девочек специализации правого полушария  мозга в отношении пространственных функций нет до 13 лет 

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек -  правое полушарие. До 10 лет девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, у них быстрее завершается развитие памяти. 

В детстве мужчины более правополушарные, но с возрастом левое полушарии начинает лидировать, и они обгоняют женщин и становятся более левополушарными, чем женщины.

При утомлении у мальчиков больше страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие, у девочек -  левополушарные процессы(речевое мышление, логические операции). 

Если мы сравним рисунки мальчиков и девочек, то тоже заметим существенные различия: на тему «Снегопад» мальчики нарисуют снегоуборочную технику, девочки – себя, прыгающих через сугробы; тема «Дорога» - догадайтесь, кто нарисует транспорт, а кто себя с мамой за руку или себя в автобусе: с ресничками, щечками, бантиками. 

А как дети отвечают на занятиях? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и , если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю и, отвечая, ищет в ваших глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.

Как вы думаете, кто задает вопрос ради получения информации, а кто для установления контакта со взрослыми?

Т.е. мальчики ориентированы на получение информации, а девочки – на отношения между людьми. 

Специалисты отмечают, что и время , необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола.

Девочки обычно после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются они по девочкам.

Мальчики же долго раскачиваются, на учителя смотрят редко и когда они достигли пика работоспособности, девочки уже начали уставать, учитель замечает это, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо. Учитель начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу, а мальчикам как раз сейчас надо дать необходимый материал, но самое важное уже дано, они его пропустили или не поняли, Урок окончен.Но был ли он рассчитан на мальчиков, на их физиологические и психологические функции? К сожалению, нет. 

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте речь развита лучше, чаще используют уменьшительно-ласкательные слова, в речи  преобладают существительные и прилагательные, но ответы более однообразны, мышление более однотипно.

У мальчиков в речи преобладают глаголы, но при этом больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но реже раскрывают свой внутренний мир в словах, чаще молчат, и нам кажется, что они не ищут решений на поставленные задачи, а на самом деле  поиск их интереснее и богаче, чем мы можем представить.

Девочки лучше выполняют не новые, типовые, шаблонные задачи. Предъявляют высокие требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления, проработке деталей.

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идей, лучше решают принципиально новые задачи, находят нестандартные решения,  им неинтересно изо дня в день делать одно и то же. И в то же время  мальчики болезненно реагируют на необходимость использовать разные типы мышления на разных уроках, а девочки применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала. 

Если мальчики превосходят в видео-пространственных умениях(геометрические задачи решают пространственными методами), то девочки превосходят в речевых заданиях ( неречевые задания могут решить речевым способом, геометрические задачи решают речевой стратегий).

 В старших классах  мальчикам проще с геометрией, а девочкам -   с алгеброй. Девочки больше опираются на механическое запоминание, их успеваемость зависит от показателей памяти.

В любой деятельности, требующей поиска, свежего, нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют. Напр. вязание изобрели в Италии в 13 веке мужчины и в течение нескольких веков это было сугубо мужское занятие. Затем вязание начали осваивать женщины и довели его до такого состояния, что мужчины не смогли с ними конкурировать. 

Графологи научились отличать почерк мужчины от почерка женщины.

 Женский почерк обычно более правильный, красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что в школьных прописях, мужской - более «неправильный», размашистый, неравномерный, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты. 

Годовые отметки в школе у мальчиков пестрят разнообразием, тогда как у девочек – отличаются не более, чем на 1 балл. 

 На оценку своей деятельности мальчики и девочки тоже реагируют по-разному.

Так, мальчики реагируют избирательно, только на значимые для них оценки. Важно, что оценивается в их деятельности. На значимую оценку «Плохо слушал» только у мальчиков избирательно активируются именно слуховые отделы коры, «плохо выполнял» - моторные. Именно такая картина в мозгу наблюдается в момент деятельности: во время прослушивания активны слуховые центры, в момент «передачи радиограммы» - моторные. Это может означать, что, когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку «я тобой недовольна». Он должен знать обязательно, чем вы недовольны.

Девочки, напротив, очень эмоционально реагируют на все оценки: и положительные и отрицательные. Эмоционально значимо, кто их оценивает и как.

Нельзя сразу же девочке сказать «плохо», т.к. бурная эмоциональная реакция, резко возросшая активность всех центров коры мозга не позволит ей рационально осознать, что именно плохо в ее деятельности и что надо изменить. Такая оценка просто не достигнет цели – помочь ребенку понять и исправить свои ошибки. 

В эмоциональной сфере мальчики более возбудимы, нетерпеливы, раздражительны, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе, агрессивны, чаще воспринимают негативную информации, они  кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, и в тоже время быстро снимают эмоциональное напряжение и переключаются на продуктивную деятельность.

У девочек же на эмоциональный фактор резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус мозга, вся структура мозга поддерживается в состоянии готовности продолжительное время, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. 

Поэтому взрослые должны учитывать  особенности эмоциональной сферы мальчиков. 

Мамам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчиков – они-то сами другие. Мама долго ругается, нагнетает эмоции, сердится, что ребенок не переживает вместе с ней, но он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы(сестры, одноклассницы), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к.мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясняйте ситуацию очень коротко и очень конкретно. 

Итак, мы пришли к очень важному выводу:  мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы не понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. 

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. 

Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

         Библиографический список

  1. Айслер Р. Чаша и клинок. М., 1993.
  2. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997.
  3. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований / Под ред. Е.И. Гаповой и Р.С. Урусмановой. М., 2000.
  4. Барчунова Т. Сексизм в букваре // ЭКО. 1995. № 3.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Трактат по социологии знания / Моск. филос. фонд. М., 1995.
  6. Бовуар С. де. Второй пол: В 2 т.: Пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М.; СПб., 1997.
  7. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учеб. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1998.
  8. Габриэлян Н.М. Всплывающая Атлантида (Медитации на тему феминизма) // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96".
  9. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Там же.
  10. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.
  11. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996.
  12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
  13. Кон И.С. Вкус запретного плода: Сексология для всех. М., 1997.
  14. Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березе. М., 1997.
  15. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М., 1998.
  16. Попова Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе. 1996. №4.
  17. Попова Л.В. Отношение к социальным ролям женщин: кросскультурное исследование // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. Вып. 15.
  18. Попова Л.В. Психологические исследования и гендерный подход // Women Gender Culture. M., 1999.
  19. Пушкарева Н.Л. Женщина в российской семье: традиции и современность // Семья, гендер, культура. М., 1997.
  20. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира.// Тускарора, С.-Петербург, 2006г. 

 Педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ Афанасьева Г.Ф

 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color