Payday loans
Купить диплом без предоплаты онлайн
Главная
Из практики постановки отдельно взятого спектакля Печать

В прошлом учебном году я вела занятия в помещении школы, ко мне в театральный кружок  ходило довольно-таки много разновозрастного школьного народа. Я старалась  сделать так,  чтобы  у каждого была роль, мы репетировали пьесу и к весне, когда оставалось уже совсем  немного, мои  театралы  начали разбегаться в разные стороны. Кто-то считал себя незаменимым  и мог себе позволить не приходить  каждый раз на репетицию. У кого-то Любовь, как всегда в подростковом возрасте, кто-то  до конца не решил надо ли ему это, в общем  репетиции сошли на нет…

Я была очень огорчена этим. На очередную репетицию пришли три человека, которые не подводили меня, и я приняла решение ставить другую пьесу - А.П.Чехов  «Предложение»,  что может быть лучше для старшеклассников?!

Сверхзадача – показать деградацию человеческих отношений.

Сквозное действие – борьба за собственность.

Девочке,  которая играла Наталью Степановну, было 15лет, ее жениху Ломову тоже, а  ее отцу помещику Чубукову 14лет! И я с удовольствием наблюдала как из этих закомплексованных школой мальчиков и девочки, гениальный текст Антона Павловича творил чудеса, как  они раскрепощались и как это ни странно, именно на сцене набирались «жизненного опыта», потому что за 35 минут пока игралась эта пьеса, действительно происходила полная деградация  человеческих  отношений, ведь герои пьесы, в начале очень милые люди, когда дело дошло до «Воловьих лужков»,  не хотят  уступать  друг другу, в каждом  из них проснулся помещик, собственник и каждый  из них  сначала аккуратно намекает, что это его собственность, потом  все более настойчиво  и вскоре вовсе переходит все рамки приличий, стараясь больнее ударить  друг друга словом! 

Наталья Степановна, когда к ней с предложением  приходит  Ломов, пересаживает цветок  из маленького горшочка  в большой, а Ломов в своем  косноязычии  не зная как сделать ей предложение и произвести на нее большее впечатление  берет в пример большой горшок с землей и пересаженным туда цветком говорит – «Мои Воловьи лужки, граничат  с вашим Березняком» и  торжественно двигает горшок к себе! Наталья Степановна  возмущена, она трудилась,  пересаживала, и вдруг это отнимают – «Позвольте, вот вы говорите мои Воловьи лужки, а когда ж они были вашими?» И вот этот цветочный горшок  превращается  в наглядное пособие, которое один  тянет к себе, другой отнимает. Страсти накаляются,  Наталья Степановна разворачивается, чтобы уйти, забирая с собой горшок, Ломов  хочет ее остановить и объяснится, но при этом неловко хватается за цветок  и вырывает его с корнем, все! Наталья Степановна ему этого не простит, и вот она бьет его этими цветами по лицу, он еле сдерживается,  чтобы не придушить ее; отец, вместо того, чтобы утихомирить молодых, только подливает масла в огонь, оскорбления  в адрес друг друга  становятся все беспардоннее…  И только, когда Ломова выгоняют, выясняется, что Наталья Степановна любит его.

Наш зритель -  это,  прежде всего, старшеклассники, и, мне кажется, важным  донести до них мысль, что в 19, 20, 21 веке и любом другом, меняются костюмы, обряды, этикет, но человеческие отношения остаются примерно такими - же  несовершенными…

В этом учебном году  я решила  не работать больше на базе школы,  в которой почти всегда, был занят актовый зал и нужно было ютится в каком-нибудь  свободном кабинете, таскать за собой декорации, напоминать администрации о наших нуждах и т.п. Я решила вести  занятия в Доме Детского Творчества, кстати, ему теперь присвоен статус Дворца, но там есть один большой минус: он находится  на окраине города и туда очень трудно привлечь детей, поэтому я взяла уже проверенную троицу, и еще ко мне в студию  пришли несколько интересных девочек. Наученная горьким опытом, я не стала брать большую пьесу, мы поставили маленькую по рассказу О. Генри «Дары волхвов», которую я немного изменила,  и она стала называться «Давайте мы свечу зажжем», потом поставили «Балладу о королевском бутерброде», а ребята от меня не разбегались…

Тогда  те,  кто играли в «Предложении», захотели возобновить его. Но  другим девочкам будет обидно? Я решила взять еще три рассказа А.П.Чехова, вместе с «Предложением» получится большой полноценный спектакль.

Какие рассказы брать? Так как у  меня  в студии подростки, конечно, рассказы должны быть о любви…

Для самого первого вступительного рассказа подошла «Неудача», сюжет ее в том, что родители очень хотят выгодно выдать свою единственную дочь замуж,  подслушивают ее разговор с молодым человеком и,  когда тот целует ей руку,  врываются в комнату благословлять молодых, но тут выясняется,  что мать в темноте вместо иконы  схватила  портрет писателя  Лажечникова…

И вот в процессе этюдной работы  родители превращаются в бедных городских мещан,  отец - бывший солдат, мать - покорное угнетенное существо,  дочка – скучающая пустышка-провинциалка, засидевшаяся в девках,  жених - учитель начальных классов, которого не любят дети, но на это семейство, где главное выгода, он производит большое впечатление своей ученостью. И вот родители благословляют на брак,  разворачивают икону… Мы подумали, что сейчас ни на кого не произведет впечатление портрет писателя Лажечникова, поэтому разворачивают  икону, а там портрет… А.П. Чехова, стоп-кадр, жених смеясь убегает, а отец стоит ругается на плачущих мать и дочь.

Спектакль «Поленька» - Николай Тимофеич  молодой человек, приказчик  в магазине  тканей, он дорожит своей работой. В магазин приходит Поленька, дочь модистки за тканями и прочими аксессуарами, всю пьесу они практически говорят  о тканях, пуговицах, кружевах, но через несколько минут понимаешь,  что речь совершенно не об этом, они могли бы в рыбной лавке говорить о рыбе, в кондитерской о пирожных, но говорят все время о любви… Он обижен, он ревнует ее к студенту, с которым она пошла гулять,  она оправдывается, просит понять ее и простить. Если бы эти любовные объяснения происходили  в доме или на улице все возможно и наладилось. Но в магазине все время ходят покупатели, которые не дают им объяснится, да еще и хозяин магазина появляется в самый неподходящий момент, к  концу пьесы нервы Николая Тимофеича не выдерживают, он бросает магазин и бежит за своей возлюбленной…

Но все это легко сказать, отрепетированные выходы покупателей, совершенно не создавали эту атмосферу нервозности,  пока я не поставила задачу покупателям и хозяину магазина выходить на сцену, когда им вздумается и даже подслушивать разговоры влюбленных.

«Злой мальчик» - младший брат,  увидев свою сестру целующейся с молодым человеком, решил шантажировать влюбленных: «А я скажу мамаше!» Молодые люди выполняли все капризы  маленького мальчика, покупали ему дорогие игрушки, так продолжалось все лето, а  аппетиты маленького шантажиста все росли, пока, наконец, молодой человек не выдержал и попросил у родителей  руки своей возлюбленной и получил их радостное согласие! И теперь наступила очередь мальчика бояться …

«Злой мальчик» дался нам легче всего.  Из-за яркого драматургического хода - маленького шантажиста, который двигает действие этой маленькой истории. Оставалось только поработать над образами наших  героев. Пришли к выводу,  что наши влюбленные  должны быть робкими, начитанными очкариками  или  как говорят  теперь «ботаниками» для того,  чтобы над ними мог издеваться маленький мальчик, которого кстати  с успехом сыграла  9 летняя девочка, и для разнообразия родителей сделали  очень интеллигентными  мягкими людьми, которые и не собирались препятствовать счастью молодых и даже не подозревали какие за их спиной бушуют страсти.

И вот у нас есть четыре небольшие истории о любви, таких же разных как сама любовь: «Неудача», «Поленька», «Злой мальчик» и  пьеса «Предложение», но хочется чтобы это был спектакль, а не отдельные истории.

 Мои  собственные дети тоже очень любят театр и зачем им сидеть дома и ждать маму и старшую сестру? Соединять  эти истории  будут девяти летняя Маша и семилетняя Соня, которые крадутся ночью  в темноте со свечой в руках,  чтобы тайком  от старшей сестры  прочитать ее дневник. Именно они вводят зрителя  в атмосферу  каждой следующей истории…

Самое трудное, наверное, было собрать костюмы, реквизит,  декорации… Сшить,  переделать, найти, попросить, купить и т.д.

 Еще у меня есть друг  композитор Кирилл Лукин, ему, конечно, некогда  писать музыку бесплатно, но пару тем для нашего спектакля он написал.  Остальные я попросила у него из другого взрослого спектакля  по пьесе А.П. Чехова, добавляем к этому немного вальсов Штрауса и вот спектакль готов! Я назвала его «И еще раз о любви…»

В нашем  городе решили проводить  «театральные пятницы», то есть каждую пятницу в ДК «Восход» один из коллективов нашего города показывает спектакль,  наша очередь пришла 27 марта  в международный день театра. До этого я присутствовала на  спектаклях других коллективов, наблюдала реакцию зрителей, основную массу которых составляют  старшеклассники. Реакция не всегда была положительной, подросткам очень трудно угодить, поэтому я объясняла своей «Кульминации», что им предстоит входить в клетку с тиграми, неизвестно кто кого будет дрессировать …

И вот настала наша очередь, ребята очень волновались. Нас встретили  тишиной, потом аплодисменты после «Неудачи», после «Поленьки», после «Злого мальчика», после «Предложения»…

Мы выдержали этот экзамен и были очень довольны собой, возможно, наш спектакль несовершенен, может мы не всегда чувствуем время, которое играем, может актеры иногда выпадают из образов и т. д. и п. т., но точно мы все получили большое удовольствие, погружаясь в мир Чеховских героев, и хотим сказать  Антону Павловичу  отдельное  спасибо.

Теперь я  точно знаю, что у меня есть студия «Кульминация», что они от меня не уйдут,  потому что после спектакля ребята так вдохновились,  что сделали сайт и эмблему театра!

А недавно подвели итоги городского театрального конкурса

«Славянский мир», мы заняли первое место!

Вот только большой вопрос:  в мир какого автора погрузить их в следующем году?...

Педагог дополнительного образования

Салтыкова Ф.А.

 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color