Из практики постановки отдельно взятого спектакля |
В прошлом учебном году я вела занятия в помещении школы, ко мне в театральный кружок ходило довольно-таки много разновозрастного школьного народа. Я старалась сделать так, чтобы у каждого была роль, мы репетировали пьесу и к весне, когда оставалось уже совсем немного, мои театралы начали разбегаться в разные стороны. Кто-то считал себя незаменимым и мог себе позволить не приходить каждый раз на репетицию. У кого-то Любовь, как всегда в подростковом возрасте, кто-то до конца не решил надо ли ему это, в общем репетиции сошли на нет…
Я была очень огорчена этим. На очередную репетицию пришли три человека, которые не подводили меня, и я приняла решение ставить другую пьесу - А.П.Чехов «Предложение», что может быть лучше для старшеклассников?! Сверхзадача – показать деградацию человеческих отношений. Сквозное действие – борьба за собственность. Девочке, которая играла Наталью Степановну, было 15лет, ее жениху Ломову тоже, а ее отцу помещику Чубукову 14лет! И я с удовольствием наблюдала как из этих закомплексованных школой мальчиков и девочки, гениальный текст Антона Павловича творил чудеса, как они раскрепощались и как это ни странно, именно на сцене набирались «жизненного опыта», потому что за 35 минут пока игралась эта пьеса, действительно происходила полная деградация человеческих отношений, ведь герои пьесы, в начале очень милые люди, когда дело дошло до «Воловьих лужков», не хотят уступать друг другу, в каждом из них проснулся помещик, собственник и каждый из них сначала аккуратно намекает, что это его собственность, потом все более настойчиво и вскоре вовсе переходит все рамки приличий, стараясь больнее ударить друг друга словом! Наталья Степановна, когда к ней с предложением приходит Ломов, пересаживает цветок из маленького горшочка в большой, а Ломов в своем косноязычии не зная как сделать ей предложение и произвести на нее большее впечатление берет в пример большой горшок с землей и пересаженным туда цветком говорит – «Мои Воловьи лужки, граничат с вашим Березняком» и торжественно двигает горшок к себе! Наталья Степановна возмущена, она трудилась, пересаживала, и вдруг это отнимают – «Позвольте, вот вы говорите мои Воловьи лужки, а когда ж они были вашими?» И вот этот цветочный горшок превращается в наглядное пособие, которое один тянет к себе, другой отнимает. Страсти накаляются, Наталья Степановна разворачивается, чтобы уйти, забирая с собой горшок, Ломов хочет ее остановить и объяснится, но при этом неловко хватается за цветок и вырывает его с корнем, все! Наталья Степановна ему этого не простит, и вот она бьет его этими цветами по лицу, он еле сдерживается, чтобы не придушить ее; отец, вместо того, чтобы утихомирить молодых, только подливает масла в огонь, оскорбления в адрес друг друга становятся все беспардоннее… И только, когда Ломова выгоняют, выясняется, что Наталья Степановна любит его. Наш зритель - это, прежде всего, старшеклассники, и, мне кажется, важным донести до них мысль, что в 19, 20, 21 веке и любом другом, меняются костюмы, обряды, этикет, но человеческие отношения остаются примерно такими - же несовершенными… В этом учебном году я решила не работать больше на базе школы, в которой почти всегда, был занят актовый зал и нужно было ютится в каком-нибудь свободном кабинете, таскать за собой декорации, напоминать администрации о наших нуждах и т.п. Я решила вести занятия в Доме Детского Творчества, кстати, ему теперь присвоен статус Дворца, но там есть один большой минус: он находится на окраине города и туда очень трудно привлечь детей, поэтому я взяла уже проверенную троицу, и еще ко мне в студию пришли несколько интересных девочек. Наученная горьким опытом, я не стала брать большую пьесу, мы поставили маленькую по рассказу О. Генри «Дары волхвов», которую я немного изменила, и она стала называться «Давайте мы свечу зажжем», потом поставили «Балладу о королевском бутерброде», а ребята от меня не разбегались… Тогда те, кто играли в «Предложении», захотели возобновить его. Но другим девочкам будет обидно? Я решила взять еще три рассказа А.П.Чехова, вместе с «Предложением» получится большой полноценный спектакль. Какие рассказы брать? Так как у меня в студии подростки, конечно, рассказы должны быть о любви… Для самого первого вступительного рассказа подошла «Неудача», сюжет ее в том, что родители очень хотят выгодно выдать свою единственную дочь замуж, подслушивают ее разговор с молодым человеком и, когда тот целует ей руку, врываются в комнату благословлять молодых, но тут выясняется, что мать в темноте вместо иконы схватила портрет писателя Лажечникова… И вот в процессе этюдной работы родители превращаются в бедных городских мещан, отец - бывший солдат, мать - покорное угнетенное существо, дочка – скучающая пустышка-провинциалка, засидевшаяся в девках, жених - учитель начальных классов, которого не любят дети, но на это семейство, где главное выгода, он производит большое впечатление своей ученостью. И вот родители благословляют на брак, разворачивают икону… Мы подумали, что сейчас ни на кого не произведет впечатление портрет писателя Лажечникова, поэтому разворачивают икону, а там портрет… А.П. Чехова, стоп-кадр, жених смеясь убегает, а отец стоит ругается на плачущих мать и дочь. Спектакль «Поленька» - Николай Тимофеич молодой человек, приказчик в магазине тканей, он дорожит своей работой. В магазин приходит Поленька, дочь модистки за тканями и прочими аксессуарами, всю пьесу они практически говорят о тканях, пуговицах, кружевах, но через несколько минут понимаешь, что речь совершенно не об этом, они могли бы в рыбной лавке говорить о рыбе, в кондитерской о пирожных, но говорят все время о любви… Он обижен, он ревнует ее к студенту, с которым она пошла гулять, она оправдывается, просит понять ее и простить. Если бы эти любовные объяснения происходили в доме или на улице все возможно и наладилось. Но в магазине все время ходят покупатели, которые не дают им объяснится, да еще и хозяин магазина появляется в самый неподходящий момент, к концу пьесы нервы Николая Тимофеича не выдерживают, он бросает магазин и бежит за своей возлюбленной… Но все это легко сказать, отрепетированные выходы покупателей, совершенно не создавали эту атмосферу нервозности, пока я не поставила задачу покупателям и хозяину магазина выходить на сцену, когда им вздумается и даже подслушивать разговоры влюбленных. «Злой мальчик» - младший брат, увидев свою сестру целующейся с молодым человеком, решил шантажировать влюбленных: «А я скажу мамаше!» Молодые люди выполняли все капризы маленького мальчика, покупали ему дорогие игрушки, так продолжалось все лето, а аппетиты маленького шантажиста все росли, пока, наконец, молодой человек не выдержал и попросил у родителей руки своей возлюбленной и получил их радостное согласие! И теперь наступила очередь мальчика бояться … «Злой мальчик» дался нам легче всего. Из-за яркого драматургического хода - маленького шантажиста, который двигает действие этой маленькой истории. Оставалось только поработать над образами наших героев. Пришли к выводу, что наши влюбленные должны быть робкими, начитанными очкариками или как говорят теперь «ботаниками» для того, чтобы над ними мог издеваться маленький мальчик, которого кстати с успехом сыграла 9 летняя девочка, и для разнообразия родителей сделали очень интеллигентными мягкими людьми, которые и не собирались препятствовать счастью молодых и даже не подозревали какие за их спиной бушуют страсти. И вот у нас есть четыре небольшие истории о любви, таких же разных как сама любовь: «Неудача», «Поленька», «Злой мальчик» и пьеса «Предложение», но хочется чтобы это был спектакль, а не отдельные истории. Мои собственные дети тоже очень любят театр и зачем им сидеть дома и ждать маму и старшую сестру? Соединять эти истории будут девяти летняя Маша и семилетняя Соня, которые крадутся ночью в темноте со свечой в руках, чтобы тайком от старшей сестры прочитать ее дневник. Именно они вводят зрителя в атмосферу каждой следующей истории… Самое трудное, наверное, было собрать костюмы, реквизит, декорации… Сшить, переделать, найти, попросить, купить и т.д. Еще у меня есть друг композитор Кирилл Лукин, ему, конечно, некогда писать музыку бесплатно, но пару тем для нашего спектакля он написал. Остальные я попросила у него из другого взрослого спектакля по пьесе А.П. Чехова, добавляем к этому немного вальсов Штрауса и вот спектакль готов! Я назвала его «И еще раз о любви…» В нашем городе решили проводить «театральные пятницы», то есть каждую пятницу в ДК «Восход» один из коллективов нашего города показывает спектакль, наша очередь пришла 27 марта в международный день театра. До этого я присутствовала на спектаклях других коллективов, наблюдала реакцию зрителей, основную массу которых составляют старшеклассники. Реакция не всегда была положительной, подросткам очень трудно угодить, поэтому я объясняла своей «Кульминации», что им предстоит входить в клетку с тиграми, неизвестно кто кого будет дрессировать … И вот настала наша очередь, ребята очень волновались. Нас встретили тишиной, потом аплодисменты после «Неудачи», после «Поленьки», после «Злого мальчика», после «Предложения»… Мы выдержали этот экзамен и были очень довольны собой, возможно, наш спектакль несовершенен, может мы не всегда чувствуем время, которое играем, может актеры иногда выпадают из образов и т. д. и п. т., но точно мы все получили большое удовольствие, погружаясь в мир Чеховских героев, и хотим сказать Антону Павловичу отдельное спасибо. Теперь я точно знаю, что у меня есть студия «Кульминация», что они от меня не уйдут, потому что после спектакля ребята так вдохновились, что сделали сайт и эмблему театра! А недавно подвели итоги городского театрального конкурса «Славянский мир», мы заняли первое место! Вот только большой вопрос: в мир какого автора погрузить их в следующем году?... Педагог дополнительного образования Салтыкова Ф.А. |