Payday loans
Купить диплом без предоплаты онлайн
Главная
Конспект открытого занятия на тему «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ» Печать

Комитет по образованию

Администрации

г.о. Железнодорожный

Московской области

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей художественная школа

г.о. Железнодорожный

           ______________________________________

 

Харкевич Светлана Васильевна

______________________________________

 

           КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Возраст: 11-13 лет

 

«Рисунок ДРАПИРОВКИ»

 

 

 

г.о. Железнодорожный

2015 год.

 

 

 

 

Оглавление.

 

1.       

Пояснительная записка

2.       

Содержание

3.       

Конспект занятия

4.       

Список  литературы

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Конспект занятия «Рисунок драпировки» разработан к дополнительной образовательной общеразвивающей программе: «Академический рисунок»  художественной направленности. Программа прошла апробацию в МАОУ ДОД ХШ и  может с успехом применятся во всех образовательных учреждениях, где ведётся работа с детьми среднего школьного возраста по предметам эстетического цикла ИЗО.

Образовательная область программы и данного конспекта: «изобразительное искусство».

Предмет «Академический рисунок» - один из важнейших предметов художественной школы. Главными целями обучения и воспитания на занятиях изобразительного искусства, и в частности рисунка, является: овладение учащимися практическими навыками рисования и пространственного построения предметов и окружения; воспитания у них эстетического восприятия действительности, развитие творческого потенциала, творческой и познавательной инициативы, создание условий для самовыражения и самореализации. Это самый сложный предмет в художественной школе и самый мощный - по воспитанию собранности, концентрации внимания и работоспособности.

Актуальность

Занятие организовано при практическом применении и взаимодействия нескольких современных образовательных технологий:

-        технологические карты;

-        ИКТ;

-        дифференцированное обучение.

Особое внимание уделено эффективности разработки и применения в обучении технологических карт.

Основой обучения является практическая деятельность, что соответствует современным требованиям применения системно - деятельностного подхода в образовании.

В плане занятия  освоение способа формирования универсальных учебных действий учащихся, который является основой формирования базовых компетентностей и социализации.

На занятии целенаправленно создаётся ситуация успешности каждого ученика, в частности, за счёт создания видимого яркого продукта художественно-творческой  деятельности учащихся. Подобная творческая самореализация способствует формированию положительной «я-концепции» воспитанников образовательного учреждения.

Конспект занятия «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ» будет полезен педагогам дополнительного образования, школьным учителям, в организации и проведении занятий с детьми среднего школьного возраста.

Цель создания конспекта: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-предметной деятельности  ИЗО.

Новизна и отличительная особенность конспекта к уроку «Рисунок драпировки» от подобных методических разработок других авторов, на  наш взгляд, состоит:

-        в максимально широкой области практического применения (образовательные учреждения дополнительного образования, основное образование, домашнее обучение);

-        в подробной разработке практического применения нескольких современных образовательных технологий в их взаимодействии;

-        в оригинальности продукта художественно-творческой деятельности обучающихся и целеполагании ситуации успеха для каждого ученика.

 

 

«РИСУНОК ДРАПИРОВКИ»

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

с детьми 11-13 лет

 

Тема:  «Рисунок драпировки»

Вид занятия: 

рисование с натуры драпировки, закрепленной в: 1- двух точках, 2-одной точке

Цели

-        Развитие мотивации учащихся к учёбе.

-        Обучение детей среднего школьного возраста способам и приёмам работы графическими материалами.

Задачи

Обучающие:

-        обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне;

-        научить  анализу  конструктивных  особенностей  строения  формы;

-        ознакомить и изучить особенности расположения складок на драпировке, виды складок, основные формы;

-        научить последовательности этапов выполнения построения складок;

-        научить передавать форму, объём и материальность предмета с помощью штриховки.

Развивающие:

-        развить навыки рисования с натуры;

-        развить креативность мышления, воображение, внимание;

-        развить  умение компоновать предметы в заданном формате.

Воспитывающие:

-        воспитать интерес к творческому труду.

 

УУД (универсальные учебные действия):

-        мыслительные - способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

-        регулятивные - элементарные навыки самоорганизации; соблюдение верной последовательности действий; проверка результата работы;

-        личностные - формирование личных качеств: внимательность, трудолюбие, аккуратность;

-        развитие мотивации к творчеству и учёбе.

 

Образовательные технологии.

-        Применение ИКТ: видео и фото материалы по теме занятия на мониторе компьютера (интерактивной доске).

-        Технологические карты, иллюстрирующие последовательность работы.

-        Технология дифференцированного обучения. Выполнение основы, выбор из предложенных вариаций, собственные вариации на основе.

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

-        объяснительно – иллюстративный на этапе объяснения темы и постановки задачи,

-        репродуктивный - отработка приёмов выполнения рисунка различных элементов драпировки;

-        частично-поисковый метод - выполнение творческого практического задания.

Материалы и оборудование.

Для учителя:

-        наглядные пособия, технологические карты «Последовательность выполнения рисунка драпировки»;

-        компьютер (если возможно, интерактивная доска);

-        учебная литература о рисунке, соответствующая тематике урока;

-        иллюстративный фото и видео материал по теме занятия;

-        карандаш, ластик;

-        учебные работы в тоне с изображением драпировок;

-        электронная учебная презентация: «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ»

Для учащихся (воспитанников):

-        чертёжная бумага формата А3;

-        набросочная бумага;

-        карандаш, ластик;

-        видоискатель.

 

Ход занятия.

 (3 академических часа по 40 минут; 2 перемены по 10 минут)

1.     Организационная часть(2 минуты)

2.     Вводная беседа с проверкой качества усвоения предыдущего материала (8 минут)

3.     Подача нового материала, постановка задач для выполнения на данном занятии (10 минут);

4.     Просмотр презентации «Драпировка. Рисование с натуры» (5 минут);

5.     Последовательность выполнения рисунка драпировки. (5-8 минут)

6.     Практическая часть(15 минут)

7.     Перемена(10 минут)

8.     Практическая часть(40 минут)

9.     Перемена(10 минут)

10.  Практическая часть(30 минут)

11.  Подведение итогов, рефлексия.

 

Организационная часть. (1-2  минуты).

-        Здравствуйте ребята! Как приятно видеть вас в художественной школе такими бодрыми и весёлыми.

Сегодня мы с вами будем рисовать драпировку. Для того, чтобы занятие прошло интересно, мне нужна будет Ваша помощь: внимание и усердие.

(обозначить правила работы в мастерской/классе и технику безопасности на занятии).

Вводная беседа  (8 минут). Знаете ли Вы, что такое драпировка? (Ответы детей). 

Драпировка – происходит от французского слова «drape» - складки, фалды. Вот как Чудинов А.Н. - автор «Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (1910 г.) объясняет, что это такое:

«Драпировка – расположение одеяний, материй, занавесей и прочего так, чтобы они образовали множество изящных складок».

Давайте мы с вами исследуем пять видов складок, которые можно наблюдать в ткани. Без практики и понимания того, как эти складки образуют драпировку, рисунок не будет выглядеть убедительным. В складках  следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус (демонстрация электронной презентации  (1 мин).

 

Подача нового материала (10 минут).

Этапы выполнения построения складок драпировки:

         I.            этап

-        выбор формата, вертикального или горизонтального (определить с помощью видоискателя);

-        композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа;

-        определение пропорционального соотношения, самого широкого участка драпировки к ее высоте (с помощью визирования);

-        определение положения широкого участка (центр или выше/ниже центра).

Проводим вспомогательные линии.

      II.            этап

-        выстраивание конструкции складок драпировки. С помощью визирования, определяем размеры складок.

Построение ведем по принципу «от простого к сложному» - от самых крупных и основных наиболее выделяющихся складок.

   III.            этап

-        намечаем светотень для наилучшего восприятия объема и освещения;

-        выделяем наиболее четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные.

   IV.            этап - работа тоном

-        выполнить конструктивно-тональный рисунок;

-        показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях;

-        выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок.

Просмотр презентации (5 минут) «Драпировка. Рисование с натуры».

 

Практическая часть (85 минут)

Педагог, проходя по рядам, подсказывает способ решения конкретных задач. Учащиеся рисуют самостоятельно, руководствуясь технологическими картами, проявляют полученные навыки и закрепляют результат.

 

 Подведение итогов, рефлексия

Все ученики принимают участие в мини-выставке. Каждый рассказывает про свою работу — проводит самоанализ:

-        что нового узнал?

-        чему научился?

-        что получилось?

-        что было самым сложным? самым интересным?

-        где могут пригодится новые знания и умения?

Чтобы закрепить пройденный материал необходимо выполнить домашнее задание:
выполнить наброски и зарисовки различных по фактуре, плотности, рисунку, динамике и конструкции складок ткани.

Материалы: простые карандаши различной мягкости, пастель, уголь.

В конце занятия каждый ученик  должен получить положительную словесную оценку педагога, отзывы товарищей и с гордостью унести домой  плод своего творческого труда.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ЛИТЕРАТУРА,

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

1.      Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Нерсисян Л.С.,  КубышкинаЭ.И.   Программы для школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением предметов художественно–эстетического цикла. – М.,2001 г.

2.       Ростовцев Н.Н., Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия для педагогических институтов. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с. - ISBN 5-09-000956-2

3.      Хогарт Б. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Пер. с англ. В.С. Матвеева. - Тула М.: Родничок АстрельАст, 2001. - 152 с.: ил. - ISBN 5-17-006044-0

4.      Чудинов А.Н.  «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» -1910 г.

 

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧИТЕЛЮ

 

1.      Кузин В.С. Психология.Учебник.-М., Дрофа, 1997г.

2.      Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для уч-ся педуч-щ. - М. : Просвещение, 1984. - 319 с. : ил.

3.      Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для художественно-графических факультетов пед. институтов / -3-е изд., перераб. и доп. - М. : АГАР, 2000. - 256 с.

 

 

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧАЩИМСЯ И РОДИТЕЛЯМ

1.      «Юный художник», журнал.

 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color