Портфолио педагога дополнительного образования |
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - «ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИЙ». Ботнарева Валентина Ивановна – заместитель директора МБОУ ДОД ДДТ по научно-методической работе, педагог дополнительного образования. В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации подчёркивается необходимость существенных изменений в системе дополнительного образования детей, направленных на сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований. Одним из значимых качеств педагога дополнительного образования является постоянное совершенствование и развитие профессионального мастерства. В связи с этим, особое значение приобретает внешнее оценивание и самооценка педагога. Деловая оценка:
К современным технологиям оценки профессионализма педагога относится портфолио, то есть собрание (портфель) документации, подтверждающей профессиональные достижения. Сегодня технология портфолио это система определения, накопления, систематизации и презентации результатов деятельности педагога. Работа над портфолио – серьёзная помощь в работе педагога. Как правило, педагоги дополнительного образования, владея мастерством в преподаваемом виде деятельности, не в полной мере умеют оценить свои достижения по линии педагогики. Разработанные алгоритмы портфолио достаточно четко регулируют работу в межаттестационный период. В нашем учреждении портфолио еще называют «подушкой безопасности» в ходе собственно аттестации. Практика аттестации педагогов доказывает, что при должном освоении алгоритмов портфолио и самоэкпертизы педагога по линиям экспертных заключений, сама аттестация проходит, безусловно, с волнениями, но с результатами очень близкими к прогнозируемым. Технология портфолио на этапе подготовки педагога дополнительного образования к аттестации позволяет наряду с анализом и самоанализом педагогической деятельности презентовать творческий опыт и расширить границы личностного и профессионального взаимодействия и сотрудничества, что значительно повышает значимость аттестационных процедур. Технология портфолио имеет потенциал активизации профессиональной активности педагоги и философию действенной защищенности. Бытуют разговоры, что, мол, «бумажки» теперь нужны, а человека – то и «закапывают в эти самые бумажки». Есть у меня с этим категорическое несогласие, ибо однажды от руководителя социального проекта федерального уровня Зарецкой Е.Н. я услышала: «Что не написано, то не существует»,- и с того момента с осью этого высказывания согласна. Если педагог заранее поставлен в известность (или сам себя проинформировал) о содержании и процедурах аттестации и наполнил свое портфолио в соответствии с предъявленными условиями, то «бумажки» становятся фиксаторами ступенек роста и перестают назойливо надоедать. I. Основные понятия портфолио. Термин «portfolio» (с итальянского - портфель) в 70-х годах прошлого столетия был заимствован из бизнеса и политики, где широко используется в контексте «портфель инвестиций», «портфель акций», «портфель брендов», «министерский портфель». С 90-х годов данный термин широко используется в России, в частности – в образовании. Самое общее определение портфолио – это серия работ одного автора, объединённая общей темой. В зарубежной и отечественной педагогической теории и практике разработан ряд моделей портфолио, из которых чаще всего используются:
Встречаются следующие модели портфолио:
В соответствии с данной Концепцией, портфолио - форма аутентичного оценивания результатов по продукту, созданному педагогом в ходе образовательной, творческой, социальной и других видов деятельности, демонстрирующая готовность педагога к самореализации, его развитие и достижения. Аутентичное оценивание позволяет оказать помощь педагогам в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Все это составляет сущность самонаправляемой деятельности, самомотивированного личностного совершенствования, то есть именно тех качеств, которые требуются сегодня от человека в реальных трудовых ситуациях. В центр внимания ставится концепция прогресса; в самих заданиях и в их оценивании центральными являются процессы совершенствования результатов деятельности педагогов. Это предоставляет педагогам с разным уровнем сформированности профессионально-педагогической компетентности возможность видеть, принимать и получать положительную оценку (признание) собственного личностного роста. Иными словами, портфолио представляет собой набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма педагога. Портфолио собирается за определенный период, используется при внутреннем аудите и предъявляется на аттестации. От методических папок, используемых ранее, портфолио отличает его направленность на представление различных направлений деятельности педагога в системе профессиональных умений. Можно выделить следующие противоречия, возникающие сегодня при оценивании профессиональных достижений специалистов УДОД, качества результатов профессиональной деятельности:
Вместе с тем, очевидными стали проблемы, которые необходимо учесть при создании и внедрении портфолио:
Вышеназванные противоречия и проблемы обусловливают необходимость и возможность широкого внедрения портфолио как формы аутентичного оценивания профессиональных достижений специалистов, качества результатов профессиональной деятельности. Предпосылками создания портфолио являются:
III. Цель, задачи, принципы разработки портфолио. Технология портфолио позволяет наряду с анализом и самоанализом педагогической деятельности презентовать творческий опыт и расширить границы личностного и профессионального взаимодействия и сотрудничества. Главной целью портфолио является оценивание и самооценка качества деятельности педагога учреждения дополнительного образования по приложенным усилиям и материализованным продуктам посредством разработки и внедрения структурированной, целостной системы аутентичного оценивания результатов в ходе образовательной, творческой, социальной и других видов деятельности, демонстрирующая готовность педагога к самореализации, его развитие и достижения для присвоения первой или высшей квалификационной категории на основе компетентностного подхода и объективированных показателей. Задачи портфолио
Идеи портфолио Педагогическая философия портфолио предполагает перенос акцентов с оценки на самооценку, а также интеграцию количественных и качественных оценок. При разработке и реализации портфолио необходимо учитывать следующие идеи:
Принципы разработки портфолио
Принципы реализации портфолио
Методы и условия реализации портфолио. Портфолио предполагает проведение процедуры аттестации, которая осуществляется через следующие шаги. Аттестуемый педагог заполняет электронную форму портфолио, предоставляя требуемые показатели и подтверждающие их документы, которые находятся в свободном доступе. Условия реализации портфолио Умение педагогов использовать технологию портфолио, постоянно его пополнять; сформированность умения представлять (публично защищать) материалы портфолио.
Разделы портфолио согласованы с критериями оценки качества, представленными в Национальном проекте «Образование» и включают в себя разделы, позволяющие оценить компетентность педагога дополнительного образования по следующим параметрам:
Каждый раздел представлен не только качественными, но и количественными характеристиками, подтверждается документально (программы, разработки, дипломы, отчеты, публикации и т.д.), что позволяет провести мониторинг эффективности педагогической деятельности. Оценка компетентности педагога дополнительного образования по параметру профессиональное мастерство осуществляется по критериям:
Показателями педагогической компетентности выступают
Показателями методической компетентности педагога являются: разработанность программных материалов (программ образовательных, досуговых, экскурсионных и др.) Уровень сертификации – МОУ, город, край, РФ. Наличие методических разработок и материалов по обобщению опыта (Издание: МОУ, город, край, РФ). Совершенствование предметной среды, возможность тиражирования. Оценка компетентности педагога дополнительного образования по параметру профессиональная квалификация осуществляется по критериям:
Оценка компетентности педагога дополнительного образования по параметру профессиональные достижения осуществляется по критериям:
Показателями уровня достижений обучающихся выступают:
Показателями уровня достижений педагога является оценка компетентности педагога дополнительного образования по параметру социальная деятельность, социальное партнёрство осуществляется по критериям:
Показателями социальной активности выступают:
Показателями качества социальных связей являются
Критерии оценки результативности портфолио. Планируемые результаты применения портфолио Для оценки результативности портфолио педагога учреждения дополнительного образования можно выделить три критерия:
В аспекте данных двух критериев можно спрогнозировать следующие результаты применения. Через год после начала применения (т.е. в 2009/2010 учебном году) использование портфолио позволит:
Через три года после начала применения портфолио его применение обеспечивает:
Как показал анализ результатов экспресс-апробации структуры и содержания портфолио педагога учреждения дополнительного образования детей в МБОУ ДОД ДДТ, основными рисками, возникающими при реализации портфолио могут стать:
Противодействием обозначенным рискам является практика успешности применения портфолио и широкая трансляция опыта эффективности.
|