Payday loans
Купить диплом без предоплаты онлайн
Главная
Портфолио педагога дополнительного образования Печать

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- «ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ  И  КВАЛИФИКАЦИЙ».

Ботнарева Валентина Ивановна

 – заместитель  директора МБОУ ДОД ДДТ

по научно-методической работе,

педагог дополнительного образования.

          В Концепции  модернизации  дополнительного  образования детей  Российской  Федерации подчёркивается  необходимость существенных  изменений  в  системе  дополнительного  образования детей,  направленных  на  сохранение  и  укрепление  кадрового состава,  повышение  его  профессионального  уровня с  учетом  современных требований. 

          Одним  из  значимых  качеств педагога  дополнительного  образования является  постоянное  совершенствование  и  развитие  профессионального  мастерства. В  связи  с  этим,  особое значение  приобретает  внешнее оценивание  и  самооценка педагога. 

          Деловая  оценка:

  • включает систему  оценки  профессиональных  достижений специалистов,  качества  результатов  профессиональной  деятельности;
  • обеспечивает  объективность,  периодичность,  открытость ведения  оценки  персонала;
  • осуществляет  постоянный мониторинг  соответствия  персонала выполняемым  должностным  обязанностям, определяет  перспективы  по  обучению  и  перемещению  персонала.

          К современным  технологиям  оценки профессионализма  педагога  относится портфолио,  то  есть  собрание  (портфель) документации,  подтверждающей  профессиональные  достижения.

          Сегодня  технология портфолио  это система  определения, накопления,  систематизации  и  презентации  результатов деятельности  педагога. 

          Работа над портфолио – серьёзная помощь в работе педагога. Как правило, педагоги дополнительного образования, владея мастерством в преподаваемом виде деятельности, не в полной мере умеют оценить свои достижения  по линии педагогики.

          Разработанные алгоритмы портфолио достаточно четко регулируют работу в межаттестационный период.

          В нашем учреждении портфолио еще называют «подушкой безопасности» в ходе собственно аттестации. Практика аттестации педагогов доказывает, что при должном освоении алгоритмов портфолио и самоэкпертизы педагога по линиям экспертных заключений, сама аттестация проходит, безусловно, с волнениями, но с результатами очень близкими к прогнозируемым.

          Технология  портфолио на  этапе  подготовки  педагога  дополнительного  образования к  аттестации  позволяет наряду  с  анализом и  самоанализом  педагогической  деятельности презентовать  творческий  опыт  и  расширить границы  личностного  и  профессионального  взаимодействия  и  сотрудничества,  что  значительно  повышает значимость  аттестационных  процедур.

          Технология портфолио имеет потенциал активизации профессиональной активности педагоги и философию действенной защищенности. Бытуют разговоры, что, мол, «бумажки» теперь нужны, а человека – то и «закапывают в эти самые бумажки». Есть у меня с этим категорическое несогласие, ибо однажды от руководителя социального проекта федерального уровня Зарецкой Е.Н.  я услышала: «Что не написано, то не существует»,- и с того момента с осью этого высказывания согласна.

          Если педагог заранее поставлен в известность (или сам себя проинформировал) о содержании и процедурах аттестации и наполнил свое портфолио в соответствии с предъявленными условиями, то «бумажки» становятся фиксаторами ступенек роста и перестают назойливо надоедать. 

          I. Основные  понятия портфолио.

          Термин  «portfolio»  (с  итальянского -  портфель)  в  70-х  годах  прошлого  столетия был  заимствован  из  бизнеса  и  политики,  где  широко  используется в  контексте  «портфель инвестиций»,  «портфель  акций», «портфель  брендов»,  «министерский портфель».  С  90-х  годов  данный термин  широко  используется в  России,  в  частности  –  в  образовании. Самое  общее  определение портфолио  –  это  серия  работ  одного  автора, объединённая  общей  темой.  

          В зарубежной  и отечественной педагогической  теории и  практике  разработан ряд  моделей  портфолио, из  которых  чаще  всего  используются:

  • портфолио документации  («рабочий»  портфолио) –  представлен  работами и  идентифицированными  результатами, собранными  на  протяжении определенного  периода,  показывает развитие  и  рост  педагога;
  • портфолио процесса  –  показывает, как  развивались  умения и  навыки  оцениваемого лица;
  • портфолио показателей  –  используется для  суммирования  мастерства педагогов  по  определенным компетенциям,  обязательно  содержит письменный  анализ;
  • оценочный портфолио  –  непрерывный и  продолжающийся,  многомерный т.е.  отражает  спектр возможностей  процесса  обучения. 

          Встречаются  следующие модели  портфолио: 

  • индивидуальное  портфолио достижений;
  • паспорт  карьеры  на  основе  портфолио,
  • портфолио  в  форме  проекта, 
  • портфолио совместной  деятельности. 

          В  соответствии  с  данной  Концепцией,  портфолио -  форма  аутентичного оценивания  результатов  по  продукту,  созданному педагогом  в  ходе  образовательной,  творческой, социальной  и  других видов  деятельности,  демонстрирующая  готовность педагога  к  самореализации,  его  развитие  и  достижения.

          Аутентичное  оценивание  позволяет оказать  помощь  педагогам в  развитии  их  способностей  анализировать собственную  деятельность,  сопоставлять ее  с  общепринятыми стандартами  и  на  основе  этого  пересматривать,  усовершенствовать,  перенаправлять  свою  энергию,  проявлять инициативу  для  достижения собственного  прогресса.  Все  это  составляет сущность  самонаправляемой  деятельности, самомотивированного  личностного совершенствования,  то  есть  именно  тех  качеств,  которые требуются  сегодня  от  человека  в  реальных  трудовых ситуациях.

          В  центр  внимания ставится  концепция  прогресса;  в  самих  заданиях и  в  их  оценивании  центральными являются  процессы  совершенствования  результатов деятельности  педагогов.  Это  предоставляет  педагогам с  разным  уровнем сформированности  профессионально-педагогической  компетентности  возможность видеть,  принимать  и  получать  положительную  оценку (признание)  собственного  личностного роста.

          Иными  словами, портфолио  представляет  собой  набор  материалов, демонстрирующих  умение  педагога решать  задачи  своей  профессиональной  деятельности, выбирать  стратегию  и  тактику  профессионального  поведения и  предназначенный  для  оценки  уровня профессионализма  педагога.

          Портфолио  собирается за  определенный  период, используется  при  внутреннем аудите  и  предъявляется на  аттестации.  От  методических  папок, используемых  ранее,  портфолио отличает  его  направленность  на  представление  различных направлений  деятельности  педагога в  системе  профессиональных  умений.

          II. Противоречия,  проблемы предпосылки  разработки  портфолио

          Можно  выделить следующие  противоречия,  возникающие  сегодня при  оценивании  профессиональных  достижений специалистов  УДОД,  качества результатов  профессиональной  деятельности:

  • между  устаревшей  системой оценки  профессиональной  деятельности сотрудников  УДОД  и  современными  требованиями к  системе  образования и  качеству  предоставляемых  образовательных  услуг;
  • между  необходимостью  нововведений в  кадровую  работу УДОД  и  отсутствием адекватных  форм  работы с  персоналом.

          Вместе  с  тем,  очевидными стали  проблемы,  которые  необходимо учесть  при  создании и  внедрении  портфолио:

  • отсутствие системности  и  комплексного подхода  к  работе с  персоналом,  к  оценке  профессиональной  деятельности педагогов  дополнительного  образования;
  • недостаточная разработанность  системы  оценки профессиональной  деятельности  педагогов дополнительного  образования  и  стимулирования  творческого роста  педагогов,  особенно при  подготовке  к  аттестации;
  • несформированность  активной рефлексивной  позиции  ряда  педагогов  в  самооценке  профессиональной  деятельности, выстраивании  деловой  карьеры и  служебно-профессионального  продвижения.

          Вышеназванные  противоречия и  проблемы  обусловливают необходимость  и  возможность широкого  внедрения  портфолио как  формы  аутентичного оценивания  профессиональных  достижений специалистов,  качества  результатов профессиональной  деятельности. 

          Предпосылками  создания  портфолио являются:

  • концепция модернизации  и  развития российского  образования  «для  экономики,  основанной на  знаниях»;
  • внедрение новых  подходов  к  управлению  персоналом и  методов  работы с  людьми,  способствующих  реализации их  творческого  потенциала;
  • изменение объекта  управления:  объектом становится  удовлетворение  потребностей образовательного  учреждения  в  сотрудниках,  обладающих высокой  квалификацией  и  отвечающих  требованиям современного  образования. 

          III. Цель,  задачи, принципы  разработки  портфолио. 

          Технология  портфолио позволяет  наряду  с  анализом  и  самоанализом  педагогической  деятельности презентовать  творческий  опыт  и  расширить границы  личностного  и  профессионального  взаимодействия  и  сотрудничества.

          Цель  портфолио

          Главной  целью  портфолио  является  оценивание  и  самооценка  качества деятельности  педагога  учреждения дополнительного  образования  по  приложенным  усилиям и  материализованным  продуктам посредством  разработки  и  внедрения  структурированной,  целостной системы  аутентичного  оценивания результатов  в  ходе  образовательной,  творческой, социальной  и  других видов  деятельности,  демонстрирующая  готовность педагога  к  самореализации,  его  развитие  и  достижения  для  присвоения  первой или  высшей  квалификационной  категории на  основе  компетентностного  подхода и  объективированных  показателей. 

          Задачи  портфолио

  • осуществлять  постоянный мониторинг  соответствия  персонала выполняемым  должностным  обязанностям, определяет  перспективы  по  обучению  и  перемещению  персонала, проводить  внутренний  аудит;
  • формировать  здоровую конкурентную  среду,  определяющую условия  эффективной  профессиональной  карьеры;
  • мотивировать  персонал на  повышение  качества выполнения  профессиональных  обязанностей и  выстраивание  стратегии личностного  роста,  стимулировать своевременное  повышение квалификации  сотрудников,  творческий рост  педагогов,  особенно при  подготовке  к  аттестации;
  • обеспечить  объективность,  периодичность,  открытость ведения  оценки  педагогического  персонала;
  • способствовать  разработке индивидуальных  траекторий,  программ и  проектов  развития сотрудников;
  • обеспечить эффективную  аттестацию  педагогов, представление  к  наградам и  выстраивание  карьерного роста. 

          Идеи портфолио

          Педагогическая  философия портфолио  предполагает  перенос акцентов  с  оценки на  самооценку,  а  также  интеграцию количественных  и  качественных оценок. 

          При  разработке и  реализации  портфолио необходимо  учитывать  следующие идеи:

  • качественное образование  —  не  то,  что  человеку  дают  (образовательная  услуга), а  то,  что  он  берет  в  соответствии со  своими  склонностями и  способностями  без  ущерба  для  здоровья  (ценности, личностные  смыслы,  компетентность,  нравственность,  культура);
  • существующие подходы  к  оцениванию достижений  не  дают  возможности  реализовать важнейший  гуманистический  принцип —  сравнение  динамики развития  человека  не  с  усредненными нормами,  а  с  самим  собой;
  • оценка  эффективности  любой  образовательной  системы может  осуществляться  при  сопоставлении  начального уровня  (образованности)  педагогов (воспитанников)  и  достигнутых результатов;
  • формированию самооценки  педагогов,  ответственному  выбору и  принятию  решений способствуют  создаваемые  специально управленческие  механизмы,  инструменты и  средства,
  • эффективность портфолио  зависит  от  сохранения  баланса между  открытостью  и  доступностью  персонифицированной  информации для  определенного  круга  лиц  и  конфиденциальностью  педагогической  информации,
  • в  рамках  гуманистической  парадигмы принципиальным  является  предотвращение  использования накопляемой  информации  в  целях  унижения человеческого  достоинства,  приклеивания ярлыков,  манипулирования  людьми, в  корыстных  целях. 

           Принципы  разработки  портфолио

  1. Компетентностный  подход.
  2. Комплексность  (разносторонняя  оценка  деятельности  при  помощи  различных  форм  представления  результатов  деятельности  –  документы,  собственные  работы,  экспертные  заключения  и  отзывы  партнёров).
  3. Достоверность  (соответствие  материалов,  представляемых  на  экспертизу,  истинному  состоянию  дел). 
  4. Преемственность  (представленные  материалы  должны  отражать  динамику  расширения  сферы  деятельности педагога   его  профессионально-педагогическое  развитие).
  5. Оптимальность  (разработка  портфолио  не  является  самоцелью,  должна  способствовать  совершенствованию  его  основной  деятельности). 

          Принципы  реализации  портфолио

  1. Оперативность  (своевременное  принятие решений  по  анализу и  совершенствованию  деятельности, на  основе  анализа и  самоанализа  портфолио).
  2. Полифункциональность (собранные  документы,  материалы, отзывы  используются  педагогом и  административными  управленческими  командами многократно  для  решения разных  задач).
  3. Сочетание  открытости и  конфиденциальности  (представленные  данные являются  открытыми  для  потребителей  образовательных  услуг  и  общества в  целом,  практикуется публичная  презентация  и  защита  портфолио; вместе  с  тем,  гарантируется  сохранение авторских  прав  педагогов ).
  4. Корпоративность  (все  члены  педагогического  коллектива способствуют  достижению  лучших результатов  работы  педагога). 

          Методы  и  условия реализации  портфолио.

          Портфолио  предполагает  проведение процедуры  аттестации,  которая осуществляется  через  следующие шаги.

          Аттестуемый  педагог  заполняет электронную  форму  портфолио, предоставляя  требуемые  показатели и  подтверждающие  их  документы,  которые находятся  в  свободном доступе. 

          Условия  реализации  портфолио

          Умение  педагогов  использовать технологию  портфолио,  постоянно его  пополнять;  сформированность  умения представлять  (публично  защищать) материалы  портфолио.

  1. Периодичность  внутренней  экспертизы материалов,  представленных  в  портфолио,  администрацией  учреждения, коллегами,  методистами.
  2. Разработанность  процедур  оценки портфолио.
  3. Регулярное  обращение  к  портфолио  педагога при  принятии  управленческих  решений на  различных  уровнях.
  4. Структура  и  содержание портфолио  педагога  учреждения  дополнительного  образования детей.

          Разделы  портфолио согласованы  с  критериями оценки  качества,  представленными  в  Национальном  проекте «Образование»  и  включают в  себя  разделы, позволяющие  оценить  компетентность  педагога дополнительного  образования  по  следующим  параметрам:

  • профессиональная  квалификация,
  • профессиональное  мастерство,
  • профессиональные  достижения,
  • социальная  деятельность, социальное  партнёрство. 

          Каждый  раздел представлен  не  только качественными,  но  и  количественными  характеристиками,  подтверждается  документально (программы,  разработки,  дипломы, отчеты,  публикации  и  т.д.),  что  позволяет  провести мониторинг  эффективности  педагогической  деятельности.  

          Оценка  компетентности  педагога дополнительного  образования  по  параметру  профессиональное  мастерство осуществляется  по  критериям: 

  • педагогическая  компетентность,
  • методическая  компетентность.

          Показателями  педагогической  компетентности  выступают

  • целесообразность и  системность  используемых технологий,  методик. 
  • Характер  (степень)  участия в  программах  и  проектах  инновационной (опытно-экспериментальной)  деятельности. 
  • выступления с  обобщением  опыта  на  заседаниях творческих  групп,  профессиональных  сообществ и  объединений,  педсоветах, совещаниях,  семинарах,  конференциях и  т.д.  Уровень мероприятий  –  МОУ,  район,  город, край,  РФ,  международных.
  • трансляция педагогического  опыта. 

          Показателями  методической  компетентности  педагога являются: разработанность программных  материалов  (программ образовательных,  досуговых,  экскурсионных и  др.)  Уровень сертификации  –  МОУ,  город,  край,  РФ.

          Наличие  методических  разработок и  материалов  по  обобщению  опыта  (Издание:  МОУ,  город,  край,  РФ).

          Совершенствование  предметной среды, возможность  тиражирования.

          Оценка  компетентности  педагога дополнительного  образования  по  параметру  профессиональная  квалификация  осуществляется  по  критериям: 

  • компетентность  в  профессиональной  и  предметной  деятельности,
  • повышение  квалификации. 

          Оценка  компетентности  педагога дополнительного  образования  по  параметру  профессиональные  достижения  осуществляется  по  критериям: 

  • уровень достижений  обучающихся, 
  • уровень достижений  педагога. 

          Показателями  уровня  достижений обучающихся  выступают:

  • подготовка обучающихся  к  фестивалям, конкурсам,  концертам,  выставкам и  пр.  (с  учетом  направлений деятельности)
  • образовательные результаты. 

           Показателями  уровня  достижений педагога  является оценка  компетентности  педагога дополнительного  образования  по  параметру  социальная деятельность,  социальное  партнёрство осуществляется  по  критериям:

  • социальная активность, 
  • социальные  связи. 

          Показателями  социальной  активности выступают:

  • характер  участия  в  разработке  и  реализации  социально-значимых  программ, проектов,  акций  и  др.  (уровень –  МОУ,  район, город,  край,  РФ).
  • социальные инициативы.

          Показателями  качества  социальных связей  являются

  • разнообразие и  стабильность  взаимосвязей;
  • интегративность взаимосвязей,  внутри-  и  межотраслевое  взаимодействие. 

          Критерии  оценки  результативности  портфолио.

          Планируемые  результаты  применения портфолио

          Для  оценки результативности  портфолио  педагога учреждения  дополнительного  образования можно  выделить  три  критерия:

  1. Объективность.  Суммарное (итоговое)  оценивание  портфолио в  соответствии  с  многообразными  установленными  критериями обеспечивает  повышение  адекватности внешней  оценки  и  самооценки  педагога, а  также  обеспечивает возможность  разносторонней  комплексной оценки  его  деятельности.
  2. Комплементарность  (дополнительность).  Данный критерий  определяется,  прежде всего,  использованием  портфолио (или  его  частей) в  других  (кроме аттестации)  управленческих  механизмах и  процедурах  (например, при  проведении  процедур на  замещение  вакантных должностей,  параллельное  оценивание процесса  и  продуктов индивидуальной  или  групповой деятельности).
  3. Стимульность.  Постоянное оценивание  и  самооценка при  помощи  портфолио способствуют  совершенствованию  деятельности педагога. 

          В аспекте  данных  двух  критериев  можно  спрогнозировать  следующие результаты  применения. 

          Через  год  после  начала  применения (т.е.  в  2009/2010 учебном  году)  использование портфолио  позволит:

  • осуществлять  постоянный мониторинг  соответствия  персонала выполняемым  должностным  обязанностям, определяет  перспективы  по  обучению  и  перемещению  персонала, проводить  внутренний  аудит;
  • мотивировать  персонал на  повышение  качества выполнения  профессиональных  обязанностей и  выстраивание  стратегии личностного  роста,  стимулировать своевременное  повышение квалификации  сотрудников,  творческий рост  педагогов,  особенно при  подготовке  к  аттестации; 

          Через  три  года  после  начала применения  портфолио  его  применение  обеспечивает:

  • формирование  здоровой конкурентной  среды,  определяющей условия  эффективной  профессиональной  карьеры;
  • объективность, периодичность,  открытость  ведения оценки  педагогического  персонала;
  • разработку  индивидуальных  траекторий, программ  и  проектов развития  сотрудников;
  • эффективную аттестацию  педагогов,  представление к  наградам  и  выстраивание  карьерного роста. 

          Как  показал анализ  результатов  экспресс-апробации  структуры  и  содержания  портфолио педагога  учреждения  дополнительного  образования детей в МБОУ ДОД ДДТ,  основными  рисками,  возникающими при  реализации  портфолио могут  стать:

  • неприятие данной  формы  аттестации некоторыми  педагогами,  т.к.  процедура  «заполнения» портфолио  может  показаться трудоемкой,  а  структура –  несколько  громоздкой;
  • различное понимание  критериев  оценки материалов,  помещенных  в  портфолио;  разночтения при  расшифровке  смысла критерия  оценки  материалов;
  • бессистемная работа  с  портфолио, дискретность  материалов.

          Противодействием обозначенным рискам является практика успешности применения портфолио и широкая трансляция опыта эффективности.

 

 
[+]
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • fresh color
  • warm color